У нас есть собственные национальные интересы, мы готовы их отстаивать. Часть вторая

А что происходит с либеральным электоратом, протестным электоратом - он выгорает, усиливается, меняется?

- Здесь нужно разделять несколько позиций. Во-первых, либеральный электорат не тождествен протестному. В какой-то своей части они пересекаются, но, как показывают не только опросы, но и последние голосования, доля людей, которые готовы отстаивать именно западное понимание либеральных ценностей минимальна и укладывается в статистическую погрешность, даже если мы начнем собирать самые разные виды этой либеральной повестки. Не думаю, что в ходе предстоящих выборов эти люди наберут значительные проценты. Виной тому - не то, что российские граждане не хотят их слышать или принципиально антилиберальны в душе. Дело в том, что те заявления, которые делаются представителями всей без исключения российской либеральной общественности, они совершенно откровенно антироссийские и идут в совершенно четком противоречии с, как мне кажется, очень важным сегодня для всех нас, принципом суверенитета и патриотичным отношением к нашей стране, к нашей истории, да и к нашему будущему. Не думаю, что в ближайшее время мы будем наблюдать рост этого оппозиционно-либерального сегмента.

Скорее будут расти какие-то другие оппозиционные протестные настроения, связанные, например, с социально-экономической повесткой, с несколько другим видением патриотической повестки дня, тем более, что надо отдавать себе отчет в том, что гражданская активность российского общества продолжает расти. Это очень отрадно, мы имеем дело не с тем, что было лет 10 назад, когда мы говорили, что у нас гражданского общества нет, что общество у нас атомизировано, оно не может выстраивать никакие общественные связи и неправительственные структуры, неспособно на самоорганизацию - сейчас это далеко не так. Сейчас на самых разных уровнях мы видим способность к самоорганизации, у нас появляется огромное количество и молодежных организаций и самых разных объединений, как связанных с политикой, так и не связанных. В целом, это говорит о том, что российское гражданское общество становится более зрелым и этому можно только порадоваться.

Алексей Навальный - как вы оцените его перспективу в политическом плане - если Собчак "выиграла кастинг", что будет с предыдущей "иконой либерального протеста"?

- Совсем списывать Алексея рано, в него были вложены силы, средства и время, поэтому, за ним остались еще люди, ядерный электорат - хоть и небольшой, но он есть. Он способен еще выводить на улицы небольшие, но силы, мне кажется, значительно большие, чем может вывести Ксения Собчак. Он уже стал неким долгожителем российской политики, как бы смешно это ни звучало, он более технологичен. То, что Собчак пытается пройти сейчас, он прошел давным-давно, он, выражаясь терминами из компьютерных игр, живет на другом уровне. Другой вопрос, что судя по всему, по крайней мере, в рамках этого цикла, ставка западных кураторов была сделана на другие инструменты и механизмы, видимо западные политтехнологи считают, что все, чтобы ни делал Навальный, это не приведет к успеху, а значит, и вкладывать в его деятельность дополнительные ресурсы бессмысленно. Этим обусловлено и затишье в его работе. Нужно учитывать и то, что российское руководство, российские правоохранительные органы тоже грамотно работают с этим сегментом несистемной оппозиции, с теми попытками несанкционированных незаконных действий, на которые Алексей пытается провоцировать своих сторонников. Думаю, что в этом смысле, наши власти тоже есть за что похвалить. Если такие процессы не контролировать, они начинают развиваться в абсолютно неконтролируемом русле.

Словом, Алексей Навальный останется, в каком режиме он будет существовать после выборов - посмотрим. Ожидать от него каких-то ярких всплесков протестной активности я бы не стал, но думаю, что как-то отметиться после выборов он может. За последний год мы увидели тенденцию перехода от массовой явки на мероприятия Алексея к числу мероприятий, когда можно отчитываться большой цифрой. "Мы провели 50 мероприятий" и неважно, что это были одиночные пикеты с красным шариком. Какие-то такие вещи, думаю, мы увидим после выборов: Алексей заявит, что по всей стране провели тысячу мероприятий в каждом населенном пункте - такой медийный пиар тоже имеет право на существование, а Алексей давно представляет из себя такую интернет-хайп-политическую персону. Ни на что другое по российским законам он пока права не имеет.

В начале мы уже говорили про особый интерес к Екатеринбургу. Четыре года назад у нас мэр ходил на митинги против Крыма, депутаты тайно встречались с американскими дипломатами, которые часто приезжали и говорили, что если откуда "украинский сценарий" и пойдет, то отсюда. Что сейчас происходит?

- Ситуация в Екатеринбурге не сильно отличается от общей температуры по стране, может немного чуть выше, но ничего критичного я пока не вижу. Но это не означает, что идея по которой Екатеринбург - одна из важных точек, через которую можно и нужно осуществлять дестабилизацию в России, исчезла из голов американских политтехнологов. Работа неправительственных организаций, визиты общественных и политических западных деятелей в Екатеринбург, постоянный контакт с екатеринбургской оппозицией, постоянный трансфер екатеринбургской оппозиции на федеральный уровень в самых разных проявлениях, транслирование через некоторые екатеринбургские СМИ довольно резкой протестной и не всегда обоснованной риторики на федеральный уровень - все это сохраняется. Поэтому, с точки зрения потенциала, Екатеринбург продолжает оставаться одной из болевых точек для дестабилизации обстановки, которую планировали наши американские "друзья". Но в действительности говорить, что мы видим серьезные риски, я бы сейчас не стал.

"Мы должны поблагодарить американцев, благодаря им мы стали быстро учиться"

Завершая разговор, давайте попробуем дать прогноз на развитие политической ситуации в ближайшие месяцы после выборов?

- Каких-то легких всплесков после выборов можно ожидать, они будут в значительной степени более проявлены в медиапространстве, в соцсетях, потому что митинговать сидя дома на диване значительно проще, чем выйдя на улицу. Безусловно, будет попытка дискредитации выборов со стороны наших западных партнеров, с применением всех классических "мягкосиловых" ресурсов, о которых мы сегодня говорили, "Радио Свобода", "Голос Америки" и всех подконтрольных США структур и европейских институтов. Какая-то уличная протестная активность - наверное кто-то, даже просто ради собственного пиара выйдет на пикет, будет очень рад, если его посадят в автозак и прокатят до ближайшего полицейского околотка, потом выпустят, но все это несерьезно, это примета нашего времени, не более того. А потом, после того, как будет сформировано новое правительство все потихоньку войдет в рабочее русло и те же оппозиционеры довольно быстро переключатся на новую повестку, которая уже будет связана с сентябрьскими выборами.

Если резюмировать наш разговор, с точки зрения инструментов "мягкой силы", гибридных технологий, Россия за последние годы смогла "вырасти" в плане работы институтов, купирования рисков, ответных шагов и мер?

- Петр I говорил: "Мы должны поблагодарить шведов, потому что они лучшие наши учителя". Мы должны американцев в какой-то степени тоже поблагодарить, потому что те жесткие условия, в которые они нас поставили, в том числе, в информационной борьбе, они заставляют учиться очень быстро. Думаю, что за последние годы был сделан серьезный шаг вперед. Это признают и сами американцы, запрещая, выключая те российские голоса, которые слышны сейчас в мировом информационном пространстве. Наверное, сделано еще не все, многое еще нужно сделать, потенциал значительно более обширный. У нас созданы уже различные "мягксиловые" инструменты, например "Русский мир", Россотрудничество, думаю, что их работа будет усиливаться. Структура есть, и мы все больше наполняем ее реальным содержанием. Думаю, что лет через пять можно будет сказать, что и на этом направлении у нас есть определенные достижения. Нужно в современном мире использовать все возможные инструменты, тогда твоя деятельность будет успешной. Концентрироваться только на одном - только на развитии собственной экономики, только на развитии армии, еще на чем-то - бессмысленно. Нужно играть на многих досках одновременно, только тогда можно достичь успеха.

Если говорить о структуре и содержании, можно ли сказать, что экспертное сообщество тоже выросло, его квалификация, опыт и подготовка, и насколько оно востребовано институтами государства?

- Это тоже можно сказать. Время идет, уровень экспертного сообщества неизменно возрастает, в том числе, надо отметить, что региональное экспертное сообщество политологическое, оно тоже набирает опыт, наращивает мускулы. Можно видеть, что по всей стране регулярно проходят различные политологические конференции, где обсуждаются серьезные вопросы - и российского внутреннего развития, и международной проблематики. Я неизменно участвую в части этих мероприятий, проводимых, например Экспертным институтом стратегических исследований и могу сказать, что уровень российского политологического экспертного сообщества довольно высок. Все хорошо понимают, что было бы просто замечательно, если бы этот уровень сравнялся по всей стране. Мы понимаем, что эта цель, может быть, недостижима, но это не означает, что к ней не надо двигаться.

 

7 марта 2018, 15:15

Дмитрий Егорченков,
директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

 

Источник: Информационное агентство "ФедералПресс"

У нас есть собственные национальные интересы, мы готовы их отстаивать. Часть 1
У нас есть собственные национальные интересы, мы готовы их отстаивать. Часть 2