Мюнхенский пазл собрать не удалось
Мюнхенская конференция по безопасности, которую еще до ее начала некоторые окрестили "исторической", "рубежной" или даже "эпохальной", ожиданий не оправдала. Предложение "собрать большой пазл", вынесенное в заглавие основного доклада, осталось проигнорированным участниками.
В Мюнхене каждый стремился решить свои тактические задачи: одиозный министр обороны Великобритании пытался смягчить грядущий Brexit привычными русофобскими пугалками, господин Порошенко стучался в двери НАТО и Евросоюза, госпожа Тимошенко искала спонсоров и покровителей, руководство Североатлантического альянса доказывало свою нужность, американцы же и вовсе отправили на конференцию сразу двух вице-президентов (бывшего и действующего), один из которых старался выбить из европейских партнеров заветные 2 % натовских взносов, а второй - ностальгировал по внешней политике Б. Обамы и обещал возвращение "лучших времен" после гипотетического успеха демократов на очередных президентских выборах. И только С. Лавров в очередной раз демонстрировал чудеса дипломатического такта и выдержки, отвечая на бесчисленные вопросы в духе "Правда ли, что Россия хочет завоевать весь мир?". Впрочем, общим местом для всех участников конференции стала констатация кризиса либерального миропорядка и признание роста глобальной военно-политической напряженности. Не об этом ли еще 12 лет назад в Мюнхене говорил В.В. Путин?
Отзвучали выступления высокопоставленных спикеров, завершились многочисленные брифинги и личные неформальные встречи, представители делегаций разъехались по домам. От конференции, осталась только неопределенность и основной доклад, сам по себе чрезвычайно противоречивый. Так, например, значительная его часть посвящена разоблачению "российской угрозы" и вычислению радиуса поражения зенитно-ракетных комплексов, размещенных в Крыму. Однако, по данным социологических опросов, приведенным в том же самом докладе, жители Японии, Канады, Франции и Германии считают, что главная опасность для них исходит от США, а вовсе не от РФ. Масла в огонь добавила А. Меркель, которая перед лицом всего "прогрессивного человечества" заявила о твердом намерении ФРГ покупать газ в России и всячески содействовать скорейшему запуску "Северного потока - 2". Американские призывы к выходу европейских партнеров из ядерной сделки с Ираном также не увенчались успехом. Вообще, в Мюнхене стало ясно, что дерзкий и непредсказуемый внешнеполитический курс США эпохи Д. Трампа по-настоящему "достал" западноевропейских партнеров, привыкших в вопросах безопасности всецело полагаться на Вашингтон. Брюссельские бюрократы пока еще не готовы открыто выражать свое недовольство "глобальным гегемоном", но на скромную акцию неповиновения смелости им все же хватило. Вице-президента США М. Пенса было даже немного жаль: вместо бурных оваций, предусмотренных в его речи после каждого упоминания имени Трампа, в воздухе всякий раз повисала очень двусмысленная и напряженная тишина. Ни театральные паузы, ни ястребиные взгляды политика в зал так и не подвигли аудиторию к аплодисментам.
По прошествии нескольких дней после Мюнхенской конференции постепенно становится понятно: она была всецело об отношениях США и Евросоюза. Отношения эти сегодня характеризуются полной неопределенностью. Главные контрагенты Вашингтона в материковой Европе - Франция и Германия - совсем отбились от рук и (о ужас.) пытаются вести суверенную внешнюю политику. Д. Трамп постепенно отказывается от услуг брюссельских посредников в пользу прямого военно-политического сотрудничества с Великобританией, Польшей, Румынией и странами Балтии (важнейшей скрепой этого нового союза, вероятно, станет антироссийская риторика). Однако главным мюнхенским трендом по праву может считаться курс на ожидание. Европейцы, похоже, решили дотерпеть два года до окончания президентского срока Д. Трампа в надежде, что ему не удастся выиграть очередные выборы. В этой связи вспоминаются слова русского императора Александра I, произнесенные им сразу после восшествия на престол: "Все будет, как при бабушке (Екатерине II).". Так и европейские политики надеются, что после 2020 г. в их отношениях с Соединенными Штатами все будет, "как при Бараке Обаме". Никакого альтернативного плана, кроме надежды и ожидания, у них на данный момент просто нет. Впрочем, перспективы самого ЕС остаются весьма туманными. Впереди не только Brexit, способный вызвать цепную реакцию, но и выборы в Европарламент, по итогам которых официальный Брюссель может перейти под контроль правых-популистов. Очевидно одно: шансы на то, что разрозненные фрагменты американо-европейского пазла будут в скором времени собраны, тают на глазах.
21 февраля 2019, 09:40
Павел Фельдман,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН
Источник: Информационное агентство "ФедералПресс"