Никита Данюк, Евгений Семибратов: "Привкус цветных революций": десятилетие неудачных переворотов в России

Продолжаем международный проект "Привкус цветных революций", организованный Аналитическим центром ЕсооМ совместно с издательским домом "Беларусь сегодня". Десятки ведущих политологов, аналитиков и публицистов из более чем 20 стран предлагают свое видение феномена "цветной революции", прочно вошедшего в мировую политику и разрушившего прежнюю картину мира. Что из себя он представляет, каким может быть противоядие и отчего этот феномен, отточенный на десятке различных государств, оказался несостоятельным в Беларуси - поискам ответов на эти и другие актуальные вопросы современности и посвящен "Привкус цветных революций". Сегодня - разговор о неудачных попытках организации "цветных революций" в России в 2012 - 2022 годах.

В новейшей истории Россия впервые столкнулась с технологиями "цветных революций" в ходе избирательного цикла 2011 - 2012 годов, когда с разницей в несколько месяцев состоялись выборы в Государственную думу и президентская избирательная кампания. Однако попытка реализовать "цветную революцию" в этой стране закончилась неудачей и привела к массовым беспорядкам 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве. Беспорядки эти сопровождались поджогами и уничтожением имущества, применением насилия к представителям правопорядка.

Стоит отметить, что успешным примером реализации подобного сценария является "евромайдан" в Украине, приведший к силовому смещению президента Виктора Януковича в результате госпереворота 21 февраля 2014 года. Таково мнение и председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина: "Вы знаете, что это была репетиция майдана на Болотной площади? Там под сценой лежали палатки и шины, как это было на Майдане. Если бы не проявили твердость тогда, вот у нас могло быть такое, что происходит сегодня в Украине".

Деструктивные мероприятия заранее готовились и в России, спонсирование и оперативная связь осуществлялись по зарубежным каналам. В результате оперативных мероприятий удалось выяснить связи организаторов и внешний круг их контактов, а также предотвратить негативный сценарий.

Ввиду отсутствия у оппозиции успехов в организации майдана в столице страны были предприняты действия по усилению протестной активности в ряде крупных регионов.

Этот процесс необходимо рассматривать как подготовительный этап в рамках запланированной кампании по дальнейшему расшатыванию общественно-политической ситуации перед очередным электоральным циклом - губернаторскими и депутатскими выборами соответственно.

В апреле 2015 года американский посол в России (и специалист по "цветным революциям") Джон Теффт посетил Урал, где встретился с рядом официальных лиц региона. Поездка на Урал американского посла неслучайна - регион стратегически важный для России и интересный для зарубежных гостей в плане формирования центра протестного движения. С подобным визитом на Ямал отправился генеральный консул США в Екатеринбурге Отто Ханс Ван Маерссен, который главной целью вояжа назвал "развитие культурных и межличностных связей". В целом западные кураторы традиционно уделяют большое внимание работе с национальными республиками, входящими в состав России, а также с отдаленными от центра географическими регионами страны - Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

Увеличивается финансирование подрывной деятельности в России на разных участках (в 2014 году только по официальным данным один лишь Национальный фонд поддержки демократии направил российским НКО и НПО 9,3 млн долларов, при этом названия организаций не раскрываются).

В подтверждение тезиса о финансовой вовлеченности заинтересованных западных политтехнологов, осуществляющих поддержку оппозиции внутри России, можно привести информацию, высказанную в ходе заседания общественного совета при мэре Новосибирска. На нем городской глава озвучил мнение о том, что "Демократическая коалиция" финансируется из-за рубежа и на ее регистрацию конгресс США выделил 20 млн долларов, что она планирует организацию "оранжевой революции" в Новосибирске, а также платит по 150 рублей за подпись в свою поддержку при сборе подписей, необходимых для регистрации списка. Следуя в русле упомянутого выше протестного регионального сценария, оппозиция перешла к активным действиям по расширению протестной базы на местах.

12 мая 2015 года так называемая "Демократическая коалиция", созданная незадолго до этого Алексеем Навальным и Михаилом Касьяновым для участия в выборах в российских регионах, объявила о старте праймериз к электоральному циклу в законодательные собрания Новосибирской, Калужской и Костромской областей. Определенные попытки закрепиться в органах местного самоуправления также были предприняты в Магадане.

Параллельно с Москвой именно на данных направлениях были развернуты основные усилия оппозиции для постепенного раскачивания ситуации с целью повышения градуса протестной активности к 2016 и 2018 годам. Фактически это было подтверждено Навальным, который относительно выбранных субъектов России заявил следующее: "Три очень разных региона, где мы обкатаем программы, подходы и технологии, которые можно будет применить в 2016‑м по всей стране". Впоследствии на основе полученного опыта штаб Навального предложил так называемую концепцию "умного голосования", которая предусматривала борьбу с кандидатами от партии власти - "Единой России". Однако на деле нередко в "умное голосование" попадали кандидаты от системной парламентской оппозиции, благодаря чему авторы идеи говорили о ее эффективности, хотя она не помогла им достичь поставленной цели - привести на уровень региональной и муниципальной власти представителей деструктивной оппозиции.

Одной из причин, по которой оппозиции не удалось завоевать широкую поддержку на местах, стала стратегия продвижения своих. "Демкоалиция" основную ставку делала на проверенные кадры из числа столичных оппозиционеров или приближенных к ним лиц, ограничивая региональных кандидатов, которым отводилась роль статистов. Среди победителей праймериз "Демократической коалиции" костяк составили представители столичной оппозиционной среды: в Костромской области - Яшин, в Магаданской - Албуров, в Калужской - Заякин.

Таким образом, видно, что, несмотря на все тиражируемые "Демкоалицией" лозунги о потребности формирования широкого представительства из жителей регионов через праймериз, необходимые места для закрепления в политическом пространстве узловых субъектов России доставались кандидатам, аффилированным с "белоленточной" оппозицией.

Провальные региональные мероприятия коалиции продемонстрировали неспособность оппозиционных сил в легальном политическом пространстве добиться значительных успехов.

Более того, выявленные факты недействительности собранных подписей с признаками их фальсификации, а также скандальные случаи с попытками использовать персональные данные избирателей в своих целях, сопровождающие деятельность "Демкоалиции", свидетельствуют об ограниченности реальной электоральной базы у оппозиции и, как следствие, об отсутствии широкой поддержки на местах.

Все это подтверждает предположения экспертов о том, что одним из основных методов, рассматривавшимся оппозицией как потенциально успешный, оставалась подготовка к выборам 2016 и 2018 годов улицы, раздувание протестной риторики в подконтрольных ей СМИ о фальсификации выборов и переход к организации массовых беспорядков.

В рамках этого сценария по России прошла волна протестов в 2017 - 2018 годах, в ходе которых оппозиционные активисты выдвигали требования отставки действующего правительства страны, основное внимание по дискредитации было сосредоточено на фигурах ­Президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева. Команда Навального даже подготовила фильм-расследование. Примечательно, что хотя этот ролик выходил на YouTube на первом месте в трендах, российское общество отреагировало на подобный контент со здоровым скепсисом.

Оппозиция с помощью существенной медийной поддержки Запада и сочувствующих СМИ внутри России в тот период также делала ставку на региональный протест как желание "большинства" российских граждан.

И это было важным отличием подходов кураторов "цветных революций" от событий 2011 - 2012 годов. Если ранее делалась ставка на протесты в Москве, то в 2017 - 2018 годах внимание сместилось в сторону регионов. И прежде всего - некоторых национальных республик, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Отдельные лица из числа оппозиции, среди которых был осужденный впоследствии за организацию массовых беспорядков Сергей Удальцов вместе с грузинскими кураторами, контролировавшийся западными разведками во главе с Георгием Таргамадзе, конструировали тактику начала "революции". На одной из встреч гражданин Грузии заявил, что революция в России должна начаться с захвата власти в Калининграде, который отрезан от остальной страны территорией государств НАТО, поэтому власти ничего не смогут сделать. Затем планировалось создать очаги напряженности и в других городах, например Владивостоке, что вынудило бы власть вести войну на два фронта.

Важно, что российское руководство заранее осознавало потенциальные риски. В контексте стратегии регионализации протеста, взятой на во­оружение оппозицией, следует уделить особое внимание активно используемой тактике под названием "борьба за федерализацию регионов", а также указать на отдельных лиц из "Демкоалиции", ранее замеченных в прямой поддержке таких идей.

В настоящее время лозунги о федерализации не исчезли из арсенала средств, используемых оппозицией для раскачивания ситуации изнутри. Они приобретают все более видимые очертания, все чаще фигурируют в программных тезисах и манифестах, тиражируемых так называемыми лидерами протеста. Не вызывают удивления информационные сообщения о попытках искусственного дробления страны на такие отдельные куски, как Урал (Уральская Республика), Сибирь (Соединенные Штаты Сибири).

Наличие таких тенденций следует всерьез принимать во внимание и рассматривать в качестве тактики оппозиции по ослаблению государственной власти - федерального центра изнутри.

Наиболее актуальным примером является масштабная акция оппозиции 2015 года под названием "Антикризисный марш "Весна", совмещенная с траур­ными мероприятиями в Москве. Обращает на себя внимание один из пунктов выпущенного в преддверии марша манифеста. Смысловое наполнение явно дает понять, что речь идет о федерализации в понимании оппозиции, то есть вновь о противопоставлении региональных органов государственной власти федеральному центру: "Система управления каждым городом и деревней из Кремля показала свою несостоятельность. Стране необходима децентрализация власти".

Можно констатировать, что, спекулируя на социально-экономических проблемах, с которыми сталкиваются в настоящее время российские регионы, оппозиция пытается выставить идею федерализации в двусмысленной трактовке, скрыв под известным определением свое понимание проблемы. Российская Федерация по Конституции является федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов, где каждый из них имеет свои определенные, подчас широкие полномочия, не вступающие в противоречие с Основным Законом страны. Оппозиция измеряет этот термин иными категориями, которые сводятся по большей части к экономическим лозунгам - расширению полномочий регионов в экономической сфере, перераспределению доходов в пользу субъектов, что затрагивает и политическую составляющую, ослабляя власть и полномочия центра, фактически создавая предпосылки для десуверенизации внутригосударственного управления.

В настоящий момент тема организации внутренних протестов получила новую интерпретацию: в условиях проведения специальной военной операции в Украине внимание западных кураторов оказалось сосредоточено на национальных республиках России, представители которых принимают активное участие в боевых действиях против украинских неонацистов.

По официальным данным, самые большие потери в СВО понесли Дагестан и Бурятия. В связи с этим наблюдается особенно сильная медийная активность западных СМИ, которые указывают на ненужность войны с Украиной представителям российских национальных меньшинств.

В случае дальнейшего ухудшения социально-экономического положения в регионах страны подобные действия оппозиции могут привести к неправильной оценке текущего положения на местах у тех граждан, которые имеют справедливые претензии к власти.

Это позволит деструктивной оппозиции использовать их недовольство в корыстных целях, катализировать провоцируемый западными политтехнологами протест изнутри.

Данный сценарий имеет определенные исторические аналогии, в первую очередь с распадом Советского Союза, когда всячески провоцируемые оппозиционными группами изнутри окраины посчитали, что без центра они будут эффективнее проводить внутригосударственную политику, самостоятельно распоряжаясь собственными ресурсами. Результатом стал развал великой державы, обнищание населения во всех республиках бывшего Союза, появление серьезных вызовов и проблем, которые не разрешены до сих пор.

Но в России анализ западных стратегий и сценариев с применением деструктивных технологий и неизменного набора зарубежных НПО позволил вовремя заняться их купированием.

Эффективным оборонительным оружием стали закон об иностранных агентах и закон о нежелательных организациях, а также запрет деятельности USAID и других западных НПО на территории России.

Эти зарубежные структуры во всех "цветных революциях" на постсоветском пространстве самым активным образом спонсировали и помогали прозападной оппозиции. Тем не менее у деструктивной российской оппозиции пока еще сохраняются возможности расшатать внутриполитическую ситуацию, а значит, она продолжит попытки усилить градус протеста в российских регионах.

Определенная ставка при этом делается на бежавших из страны политиков, предпринимателей, артистов и всевозможных активистов, ведущих антироссийскую деятельность из-за границы. Однако эта стратегия в конечном счете проигрышная. Как отмечал недавно экономист Михаил Хазин, в ходе волн эмиграции в 2022 году Россию покинули преимущественно молодые люди, которые не слишком приспособлены к жизни: "То есть первые же санкции выбили их из колеи, они оказались совершенно не готовы к турбулентности, поскольку привыкли жить лишь в максимально тепличных условиях. Но глобальный кризис уже подбирается, и западные страны он захлестнет в первую очередь. Многие из бежавших уже устроились в Израиле и Соединенных Штатах. Но это пока. Когда начнется спад по всем фронтам, их всех выгонят, просто железной рукой. Они там не нужны".

Впрочем, насколько они (и их идеи) нужны на родине - вопрос риторический. Одно несомненно, держать в поле зрения необходимо и эти группы: как могли заметить читатели "Привкуса цветных революций", радикализация протестов возможна по самому незначительному, казалось бы, поводу. Последствия же могут быть необратимы.

 

31 января 2023, 22:55

Никита Данюк,
первый заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН,
член Общественной палаты РФ, кандидат исторических наук (PhD)

Евгений Семибратов,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН,
кандидат исторических наук (PhD)

Источник: СБ Беларусь сегодня