"Я поставил цель избавить вас от советской военной угрозы". Горбачев был добровольным помощником ЦРУ?

Западные стратеги и политтехнологи "холодной войны" отдавали себе отчет в том, что основу главного противника на мировой арене - советского государства - составляет его партийный аппарат. Продвижением этой идеи внутри истеблишмента США активно занимался один из авторов внешнеполитической американской доктрины "сдерживания" Джордж Кеннан. В одном из своих донесений он отмечал: "В России партия стала крупнейшим, а в настоящий момент и высшим аппаратом диктаторского администрирования, превратившись в то же время в источник эмоционального вдохновения".

Именно поэтому разложение внутригосударственной системы управления СССР стало одной из основных задач Вашингтона на будущие десятилетия. Досконально изучив структуру КПСС, характер отношений между сотрудниками, их психологию, способ отбора и прочее, западные планировщики пришли к выводу, что разрушить советское общество можно только "сверху" - путем разрушения партийного аппарата. Причем начать это разрушение необходимо с самого высшего уровня.

Одной из основных задач ЦРУ в рамках работы по Советскому Союзу было установление перспективных коммуникационных каналов для получения информации среди партийной номенклатуры, вербовка политической агентуры на местах. Особое внимание сотрудники американской разведки уделяли анализу политического и аппаратного влияния различных номенклатурных группировок на высшем партийном и государственном уровне. Постоянная аналитическая работа, основанная на информации "изнутри", открывала возможность спрогнозировать те или иные кадровые перестановки и выработать подходы к выстраиванию отношений с группами, у которых оказывались рычаги управления советской системы. Согласно воспоминаниям бывшего сотрудника Белого дома Джона Пойндекстера, работа на данном направлении приносила свои результаты: "Сделано много усилий, чтобы найти информаторов и разведчиков в Советском Союзе... Думаю, у нас были очень хорошие сведения об СССР, особенно о Политбюро и руководителях".

Как известно, в конце 1980-х в Советском Союзе произошла "революция сверху". Был изменен государственный политический строй, идеология, культура. Эффективность разрушения во многом определялась тем, что партийно-государственная элита СССР выступала уже в союзе с противниками государства, так как получала от них большие интеллектуальные, культурные и технические ресурсы.

Михаил Горбачев и Рональд Рейган

Вот как вспоминает контакты с советской политической элитой бывший посол США Джек Мэтлок: "Гости, в основном советские, собирались в нашей резиденции Спасо-Хаус по десять и больше раз в неделю на концерты, фильмы, художественные выставки, завтраки и обеды, а потом и на обсуждение политических и экономических проблем. С образованием нового парламента его члены часто дискутировали за обеденным столом в Спасо-Хаус по вопросам, которые только еще подлежали официальному обсуждению. Советские руководители общались с нами более открыто, обсуждали свои планы, надежды, иногда даже спрашивали совета, особенно по части становления демократических институтов и процедур. Благодаря энергичным дипломатам нашего посольства мы познакомились буквально со всеми видными политическими деятелями в Москве и со многими влиятельными людьми в районах за пределами столицы".

Актуальна в этой связи история, рассказанная начальником управления "С" (нелегальная разведка) КГБ СССР Юрием Дроздовым. Как-то в один из приездов в Москву бывшие американские разведчики в пылу откровенности за ужином бросили неосторожную фразу: "Вы хорошие парни, ребята. Мы знаем, что у вас были успехи, которыми вы имеете право гордиться. Даже ваши поражения демонстрировали мощь вашей разведки. Но пройдет время, и вы ахнете, если это будет рассекречено, какую агентуру имели ЦРУ и Госдепартамент у вас наверху".

Показателен пример, когда КГБ СССР неоднократно докладывал Горбачеву о том, что в отношении Александра Яковлева (члена политбюро ЦК КПСС и заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС) имеются доказательства того, что он агент ЦРУ. Председатель КГБ Владимир Александрович Крючков лично попросил у Горбачева санкцию на перепроверку этой информации. Однако Михаил Сергеевич запретил ее проводить и сделал все, чтобы снять этот вопрос с повестки дел КГБ.

Михаил Горбачев и Александр Яковлев

Линия поведения самого генсека Горбачева вызывала множество вопросов. Вот как рассказывает об этом все тот же бывший руководитель КГБ Владимир Крючков: "Первое, что основательно меня насторожило, это то, что он ездил на встречи с президентом Соединенных Штатов Америки и, в отличие от предыдущей советской практики, не давал никаких отчетов... тут еще по линии разведки мне стали поступать материалы из-за границы... Я не мог поверить своим глазам, предполагая: или в них написано неправильно, или наш президент гребет не в нашу сторону".

Помимо Горбачева и его сподвижника Яковлева - ключевых фигур процесса "перестройки", Штаты имели разветвленную агентурную сеть в управленческом звене СССР не только на высоком, но и на среднем уровне. По словам Дроздова, существовал так называемый "список Крючкова", в котором было более 2 тыс. имен и фамилий агентов американского влияния. К сожалению, на тот момент КГБ не обладало всей полнотой полномочий для противодействия политической агентуре из числа советской политической верхушки.

Михаил Горбачев и его политика реформ и "гласности" стали инструментами культурной агрессии внешней управляющей силы, к которой не было готово не только советское общество, но и партийная "верхушка" и государственно-номенклатурная элита. У советских людей отсутствовал иммунитет к массированному и управляемому извне информационному воздействию.

Михаил Горбачев и Джек Мэтлок, 8 мая 2014 года

Бывший посол США в СССР Джек Мэтлок, которого нельзя упрекнуть в симпатиях к нашему государству, недвусмысленно подтверждает приведенные выше тезисы. В своих мемуарах под названием "Смерть империи. Взгляд американского посла на распад Советского Союза" он говорит о том, что Горбачев не мог напрямую заявить о вынашиваемых планах, поскольку, если бы он это сделал, то подписал бы себе, как политическому деятелю, смертный приговор.

Однако в откровенных беседах со своими американскими партнерами Горбачев не стеснялся своих идей и целей: "Я никогда не смогу сказать это публично, но я действительно хочу перестроить мою страну по вашему образцу... Мы должны покончить с нашей старой системой: И не думайте, что я обладаю в нашей стране большой поддержкой моих замыслов. Большинство населения либо не понимает меня, либо выступает против... Мне придется маневрировать... Не думайте обо мне плохо, если порой мне придется говорить разными голосами... Я пытаюсь сделать то, о чем вы молились со времени окончания Второй мировой войны: ликвидировать советскую военную угрозу... А ведь это как раз то, о чем вы мечтали десятилетия, но безо всякой надежды, что это когда-либо произойдет. Я преисполнен решимости, чтобы это произошло, но не потому, что вы этого хотите. Я поставил себе такую цель".

Эти строчки в мемуарах американского посла в полной мере иллюстрируют истинную сущность Горбачева и его "демократических реформ".

А вот, что об этом говорил верный соратник последнего советского генсека, спасенный от проверок КГБ, главный идеолог перестройки и гласности Яковлев: "Советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма. Оглядываясь назад, могу с гордостью сказать, что хитроумная, но весьма простая тактика - механизмы тоталитаризма против системы тоталитаризма - сработала".

Нет никаких сомнений в том, что недавно рассекреченные ЦРУ материалы о положении дел в перестроечном СССР - это лишь небольшая часть документов, которые вряд ли когда-либо будут опубликованы, так как они могут пролить свет на реальные причины развала Советского Союза, роли в этом процессе ЦРУ и их политической агентуры. Горбачев должен служить примером того, как можно разменять великое государство на симпатию со стороны западных политиков, Нобелевскую премию, празднования дней рождения в Лондоне и рекламу пиццы.

Период конца 80-х годов был определяющим для советского государства, в условиях жесткого дипломатического, финансово-экономического и идеологического давления со стороны США перед страной стояли серьезные задачи. Было необходимо, преодолевая трудности, идти вперед, проводить реформы по укреплению государства и улучшению благосостояния граждан, однако политическая элита во главе с Горбачевым избрала путь неоправданных уступок, превратившихся в сдачу национальных интересов и позиций на международной арене.

Посол Израиля Цви Хейфец, посол США Джон Теффт, посол ФРГ Рюдигер фон Рич, юбилей Михаила Горбачева

Этот исторический пример должен служить постоянным напоминанием о трагической судьбе СССР, который не смог противостоять давлению Запада в результате отсутствия у верхушки советской политической элиты того времени мотивации отстаивать интересы своего государства.

Российская Федерация в настоящее время сталкивается с похожими вызовами, когда в условиях многоуровневого давления извне и необходимости устранения социально-экономических проблем внутри страны, политическое руководство не должно забывать о своей миссии - сохранении России как суверенного государства и укреплении его позиций на международной арене. Только национально ориентированная государственная элита способна выстоять в условиях развязанной против России гибридной хаосовойны. В противном случае Россию ждет еще более трагичная судьба, чем СССР.

 

Никита Данюк,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: НАКАНУНЕ.RU