Жить и побеждать в информационной войне

Георгий Филимонов: Соединённые Штаты оказались в ловушке, которую сами себе подстроили

Конъюнктурное изменение своего мнения на прямо противоположное - актуальный тренд в информационной политике США и стран Запада, девизом которой вполне может служить цитата из оруэлловской антиутопии "1984": "Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила".

В эру гибридизации угроз для национальной безопасности России информационная война - один из основных инструментов давления на страну как извне, так и изнутри - через ячейки многомерной сети. Задача наших визави - стратегическое поражение России. Для её решения коллективный Запад использует информационные приемы, превосходящие самые одиозные образцы риторики "холодной войны".

Сирийская операция ВКС России стала поводом для вывода американцами медиа-войны на новый уровень. Вашингтон и Лондон выступают операторами глобальных информационных атак, прикрывая Эрдогана и спонсируемых им террористов. Активное информационное наступление на Россию проявляется в непрестанно производящихся новых "продуктах": раскрутка в СМИ доклада британского судьи Роберта Оуэна по "делу Литвиненко", фильмы Би-Би-Си: "Тайные богатства Путина", "Третья мировая: в командном пункте" и прочее.

Под "зонтиком" американцев активно действуют их медйиные сателлиты, например, "Сирийская обсерватория прав человека" (Syrian Observatory for Human Rights), которая вбрасывала в информационное пространство фейки о якобы случавшихся бомбардировках ВКС РФ гражданских объектов и жертвах среди мирного населения. Информация подхватывалась и затем тиражировалась западными СМИ в новостных лентах. Участием в информационной войне против России отметилась и одна из крупнейших неправительственных организаций, действующих в Сирии, под названием "Белые шлемы" (the White Helmets). Более того, представители давно запятнанного в скандалах "Сирийско-американского медицинского общества" (Syrian-American Medical Society) заявили, что российская авиация разрушила больницу в городе Сармин. Эти "данные" тотчас появились в большинстве западных СМИ. Министерство обороны России в ответ аргументировано опровергло обвинения, опубликовав спутниковые снимки.

В развитие сюжета госсекретарь США Дж. Керри заявил, что Россия виновна в массовой гибели женщин и детей в Сирии, а министр иностранных дел Великобритании Ф. Хэммонд высказался о том, что удары российской авиации по террористам укрепляют позиции ИГ*. И всё это происходило как раз накануне Мюнхенской конференции ровно в тот момент, когда при наступлении армии Асада на Алеппо боевики из т.н. фронта "ан-Нусра" ** оказались "в котле". Американцам нужно было выручать "своих". В этом свете примечательна трагическая бомбардировка 3 октября авиацией США госпиталя "Врачей без границ" в афганском Кундузе. Тогда погибло 42 человека. Однако в последствия таких действий западников в Сирии норовят обвинить Россию.

Столь мощный пропагандистский напор объясняется низкой отдачей сфабрикованных западниками вбросов по причине эффективной работы российских СМИ и военного ведомства, дающих объективное освещение действий российских ВКС и стремительно возвращающих себе некогда утерянные навыки информационной обороны и контратакующих действий. Соединённые Штаты оказались в ловушке, которую сами себе подстроили, их истеблишмент признает, что "российская пропаганда" обгоняет информационную работу США.

Это вынуждает Запад расширять арсенал методов и средств информационной войны: в апреле 2015 г. стало известно о создании в Финляндии специальной рабочей группы для борьбы с исходящей из России "пропагандой"; в августе прошлого года в Латвии открылся Центр стратегических коммуникации НАТО (STRATCOM); на базе чешского офиса Radio Free Europe (Радио "Свобода") США планируют создать новый департамент, который будет распространять "правильную" информацию и противостоять "дезинформации в российской медиасфере". При этом бюджет телекомпании Russia Today в 2016 году равен примерно 248 млн евро, что более чем в два раза меньше финансовых вложений в американское правительственное агентство Совет управляющих по вопросам вещания (Broadcasting board of governors, BBG) - 730 млн. долларов. Число посещений сайтов группы RT практически в 9 раз превышает аналогичный показатель сайтов BBG.

Внутренняя проекция ведущейся против России информационной войны предполагает использование шанса для раскрутки сценария дестабилизации страны и госпереворота в России через деструкцию личных убеждений и ценностей граждан, замену их искусственными "фантомами", позволяющими манипулировать массовым сознанием.

На основе анализа данных использования сирийской повестки в медиа-войне можно сделать вывод о наличии в арсенале противоположной стороны следующих основных методов:

  • Нагнетание катастрофизма, кризисных ожиданий, страхов и массовой депрессии (создается негативный фон восприятия происходящего в стране. Темы нагнетания плохих ожиданий: "неизбежность больших жертв в Сирии", "предстоящие террористические удары по России", "приближение экономического коллапса" и т. д.);
  • Подмена понятий как инструмент программирования (боевиков и террористов практически повсеместно наши оппоненты называют "повстанцами", "активистами", "борцами за свободу", создается искусственный фантом "умеренной оппозиции", которая воюет в Сирии, и которую, якобы "уничтожают русские самолеты").
  • Использование "данных" украинских СМИ в воздействии на российскую аудиторию. Негативно настроенная часть российской аудитории в 2014 - 2015 гг. привыкла черпать информацию из антироссийских украинских СМИ. Для такой публики украинские СМИ - "самый авторитетный" источник". Имеются признаки, что ведущие русскоязычные украинские СМИ специально "перенастроены" на подрывную работу с российской аудиторией. Вбросы в украинских СМИ часто становятся "генераторами" негативных волн в соцсетях Рунета.
  • Создание фантома массового недовольства. Внедрение новой ("антивоенной") оппозиционной платформы осуществляется нестандартным путем - не через "лидеров оппозиции" (не пользующихся большой популярностью), а как бы "через народ". В соцсетях создается "среда массового недовольства". Негативные темы вбрасываются через "клуб интеллектуалов" (популярных блогеров и журналистов), а затем массированно раскручиваются и продвигаются через тематические группы.

Мы наблюдаем постоянно воспроизводящиеся попытки создания параллельной реальности, в которой ответственность за все деструктивные деяния Запада и откровенные провалы возлагается на Россию. "Если сам в тупике, обвиняй во всем Россию" - таковы законы жанра.

Демонизация России нужна нашим геополитическим оппонентам для решения приоритетных экономических задач за счет втягивания России в кольцо конфликтов с целью всестороннего ослабления, усиления внутреннего кризиса, катализации управляемого протеста, дестабилизации ситуации, демонтажа режима, приведения к власти своих протеже, введения в конце концов над государством внешнего управления с дальнейшей возможной фрагментацией на отдельные территории и через такую комбинацию - обеспечение жизнеспособности американской валюты, контроль над природными ресурсами России, военно-промышленным комплексом, ключевыми в геополитическом плане регионами страны.

Всё это, и прежде всего распоряжение ядерным потенциалом России, предоставляет США возможность обеспечения многофакторного манипулирования Китаем и потенциально дает им шанс продления эры своего глобального доминирования, создавая базу для рывка в новый технологический уклад, призванный зафиксировать непреодолимую пропасть в технологическом развитии между США и их ближайшими конкурентами. Преимущественно этим целям служат медиа-ресурсы гибридной сетецентричной войны.

Что делать России? Прежде всего, чтобы не опоздать к моменту перехода наших конкурентов в новый уклад, нужно менять модель макроэкономического развития и монетарной политики, к чему неустанно призывает в т. ч. советник Президента России, академик С.Ю. Глазьев. Новые успехи в борьбе с бедностью и достижение социального равновесия позволят снять риски решения внешней управляющей силой задачи, основным рабочим инструментом реализации которой выступает информационная война.

Эффективность действий России в информационном противоборстве зависит не только от успешности создания эшелонированной системы культурно-информационной безопасности, расширения масштабов деятельности и численности специализированных медиа-ресурсов, вещающих на иностранных языках для зарубежной аудитории, их реформирования и прочих шагов по государственной и корпоративной линиям, но и от умения использовать потенциал гражданского общества в целях работы с блогосферой через лидеров общественного мнения в микросредах этого электронного социума: отдельных зарубежных блогеров, журналистов, экспертов.

Особо важное, но пока неразвитое в силу объективной сложности направление - работа через диаспоры, самоорганизующиеся общественные объединения соотечественников или пророссийски настроенных граждан зарубежных государств, не готовых подчиняться "асфальтовому катку" западного агит-пропа, постоянно двигающего вперед-назад пресловутые "окна Овертона". Это колоссальный, но пока недооцененный ресурс "мягкой силы" России. А яркие примеры такой работы есть и в США, и в Австралии, и в странах Европы. Чего стоит один пример австралийца Шона Дэйвиса (Sean Davis), который в альянсе с единомышленниками из США, Европы и других континентов создал сетевые проекты "The West United for Russia" ("Объединенный Запад за Россию") и "I stand with Russia" ("Я за Россию"). И это не единичный пример.

Только сеть может эффективно противодействовать работающей против России сети, поскольку функционирует в одном с ней операционном формате. Это сетевая война. Это данность глобальных реалий. И в таких условиях нужно уметь жить, работать и побеждать.

 

Георгий Филимонов,
Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: Свободная Пресса