Максим Юраков: Возможен ли "майдан" в Молдавии?

Если предположить, что "цветные" технологии в Молдавии возымеют успех, то мы получим еще один очаг нестабильности на постсоветском пространстве, который, с учетом приднестровского фактора, может оказаться куда более серьезным, чем конфликт на юго-востоке Украины

Весной 2009 г. после парламентских выборов в Молдавии уже была осуществлена попытка смены политического режима с помощью технологий "цветных революции". Однако "революция твиттера", как охарактеризовали события в Молдавии западные СМИ, не получила должного эффекта. Но причины и предпосылки для организации протеста остались. Совсем недавно генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд в своей статье The New York Times предостерегал о том, что Молдавия, наряду с Украиной, может стать следующим источником кризиса в Европе, подтолкнуть к которому способно удручающее состояние экономики и тотальный уровень коррупции. Приднестровский фактор также не остался в стороне. Похоже, что прогнозы генерального секретаря СЕ начинают сбываться. Сценарии имеют поразительное сходство с теми событиями, которые можно было наблюдать в целом ряде государств на постсоветском пространстве, включая печально известные события на Украине.

По уже отработанным ранее сценариям, 6 сентября началась массовые акции протеста на площади Великого национального собрания в центре Кишинева, лозунги которых в основном касаются социально-экономических проблем страны и эрозии государственной системы. Как и на Украине, организаторы протеста выбирают место в центре Кишинева, которое может стать символом сопротивления. Повторяются и лозунги. Действующая власть обвиняется во всех существующих социально-экономических проблемах и запредельной коррумпированности. Далее лидерами марша "Народная мобилизация"  было объявлено о создании в центре Кишинева протестного палаточного городка, который они символично назвали "Городом Достоинства и справедливости", тем самым придав протесту еще больший импульс.

Требования организаторов акции имеют сходство с теми, что выдвигались во время эскалации кризиса на Украине и в Грузии: отставка действующего президента, создание народного правительства и досрочные выборы в парламент. Говорить о прямых аналогиях с государственным переворотом на Украине, конечно, не приходится. Элиты в Молдавии итак прозападные и до сентябрьских протестов страна являлась ассоциированным членом ЕС. К тому же требования протестующих носят исключительно социально-экономический характер. Отличительной особенностью ситуации в Молдавии является то, что в противостояние вступают две прозападные коалиции.

Будет ли очередной "майдан" в Молдавии, также во многом зависит от внешних факторов. Власть в Молдавии, дискредитировав себя перед ЕС и Всемирным Банком, лишилась финансовой поддержки, а это тормозит процессы евроинтеграции, что вызывает недовольство у оппозиционных сил. Кроме того, в протестах участвуют молдавские и румынские унионисты, которые выступают за объединение Молдавии и Румынии. Всем известно, что Румыния является давним союзником США. Кроме того, как показывает практика, любая "цветная революция" нуждается в экспорте, основными донорами которых по традиции являются США.

Существует раскол и в самой молдавской элите, которая разделена на приверженцев унионистов и тех представителей, кто выступает за сохранение молдавской государственности в рамках евроинтергационных процессов. Известно одно. Если предположить, что "цветные" технологии в Молдавии возымеют успех, то мы получим еще один очаг нестабильности на постсоветском пространстве, который, с учетом приднестровского фактора, может оказаться куда более серьезным, чем конфликт на юго-востоке Украины.

 

Максим Юраков, эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: Информационное агентство "REX"