Максим Юраков: Музыка и революция

На фоне рассуждений по поводу вероятности «российского майдана» имеет смысл задаться вопросом: из чего состоит питательная среда для разрушительного протеста. Какие факторы прямо или косвенно могут стать катализатором выброса неуправляемой и агрессивной энергии. Безусловно, в первую очередь на ум приходят социальные неурядицы. Согласитесь, что в последнее время министры и эксперты довольно часто измеряют благополучие при помощи калькулятора. Однако есть весьма существенные факторы, которые не связаны напрямую с бюджетом. Например, культурная среда. А точнее, та удушающая атмосфера, которая уже с десяток лет заполняет пространство отечественной массовой культуры.

Принято считать, что распад СССР произошел из-за низкой цены на нефть в 80-е годы. Что Советский Союз был разрушен благодаря международному сговору на рынке энергоносителей. Однако была и другая «энергетика», которая помогла обратить в прах казавшиеся крепкими конструкции великой евроазиатской державы. Это рок.

Будет справедливо сказать, что СССР разрушил Оззи Осборн и «Скорпионс», которые «зажгли» в 1988 возле кремлевских стен. А уже в 1991 на обломках империи отплясали «Металлика» с «AC/DC». И к музыкантам конкретных групп претензий нет. Они честно отработали. Претензии есть к вождям советской системы, которые в силу возраста и ограниченности не захотели создать полноценный советский рок-клуб, переформатировать идеологические и культурные установки в соответствии с запросами нового поколения.

И ведь сейчас, спустя три десятилетия, мы понимаем, какой козырь был у Брежнева и Андропова! Ведь оказалось, что вся мировая неформальная общественность сегодня размахивает серпом и молотом. При творческом подходе советская страна могла бы стать лидером неформальных пассионарных движений планеты. Проводить самые крутые музыкальные и кинофестивали, продвигать своих звезд, формировать привлекательные образы. Перехватить повестку независимого искусства. Ресурсов бы хватило. Но для такого проекта нужны талант, чутье, творческий и неравнодушный подход. Всё это безжалостно перемалывалось холодными шестеренками социалистической системы, а в результате СССР остался в памяти человечества символом узколобой реакции и тоталитаризма.

Уже после распада страны, когда эйфория перемен сменилась на тяжкое сивушное похмелье, протестные настроения нарастали с каждым днем. К моменту президентских выборов 1996 года мало кто сомневался в том, что страна разворована жуликами, а будущее туманно и безрадостно. На этом фоне, «не приходя в сознание», Борис Ельцин был переизбран на новый срок. Можно сколько угодно говорить о фальсификациях, о колоссальных суммах, которыми олигархи устилали дорогу предвыборному каравану больного старика, но есть, еще один важный момент той президентской кампании. На стороне Ельцина оказалась вся рок-тусовка. Практически все неформальные музыкальные авторитеты приняли участие в акции «Голосуй или проиграешь!». Это позволило сместить восприятие реальности в головах многих молодых и даже взрослых людей: «Ну как же! Это же «Чайф» - «Ой-йо!», родные, они же не могут ошибаться!». К тому моменту еще оставалась вера в искренность творчества.

Давайте подумаем, кого сегодня власть способна привлечь для своей поддержки среди музыкантов. Конечно, придется учесть, что творческая среда пережила тотальную коммерциализацию. Но даже без учёта этого фактора, на ум приходят имена десятка безусловно заслуженных, но абсолютно непопулярных в пассионарной молодежной среде артистов. Более того, сегодня все энергетически полноценные музыканты тяготеют к оппозиционности. И в этом нет никакой злонамеренности. Просто для молодых творческих людей сегодня стыдно ассоциироваться с официозной эстрадой. Примерно также, как это было в середине 80-х годов. Всё, что сегодня управленцы в сфере культуры воспринимают как «модное-молодежное» уже давно морально устарело. Проще говоря «не зажигает». Почему возникла такая ситуация. В первую очередь из-за монополизации музыкального рынка. Новые имена сегодня имеют доступ к публике только через студии 5-6 продюсеров. Показательный пример шоу «Голос». Прекрасный проект. Его рейтинги зашкаливают, потому что публика изголодалась по новым лицам, новым интонациям. Но что же происходит потом? Где победители «Голоса»? Они оседают в той же тусовке и получаю статус этакой приправы к бесконечным шоу наших заслуженных звёзд, которые никому не уступят места. Возьмите новогодний эфир. У огромного числа людей он уже вызывает откровенное неприятие, однако на уровне телевизионного начальства об этом не принято говорить. Начальству, как это часто бывает, проще думать, что всё хорошо, публика счастлива и ничего менять не нужно. Но это не так. В пространстве массовой культуры становится нестерпимо душно.

На этом печальном фоне репетиционные базы, где играют молодые и независимые группы, заполнены битком. И не только в Москве. Талантов очень много, интересных индивидуальностей в самых разных жанрах можно найти десятки и сотни. Причем многие отечественные группы, которым никогда не пробиться на российский эфир, успешно выступают на зарубежных площадках.

Весь мир занимается поиском и развитием талантов. Именно поэтому появляются такие гиганты, как «MUSE» или певица Адэль. Их музыка не просто восхищает сотни миллионов людей, но и служит манифестом величия Британской Короны. А чем может ответить Россия? Артистом с говорящей фамилией Майданов? При всем уважении, это не уровень великой культурной державы.

Как принято говорить в последнее время, «критикуешь – предлагай».

Нужно пересмотреть отношение к отечественной музыкальной культуре. Нельзя пускать её на самотёк, а тем более отдавать на откуп коммерсантам и агентам. Музыка - это явление стратегического назначения. Очень странно, что при всех разговорах о «мягкой силе» это до сих пор не стало очевидным. Однако здесь нельзя допустить и комсомольского надрыва. Таким тонким предметом, как актуальная музыкальная повестка должны заниматься люди чуткие, одарённые и вдумчивые. Новые люди.

Заниматься они должны в первую очередь поддержкой новой генерации музыкантов самых прогрессивных жанров. Созданием всех необходимых условий для раскрытия творческого потенциала, выработкой образов и побуждающих идей. Сегодня эта работа не ведется. Нет ни людей, ни технологий. Конечно, мы не сможем работать как это делают в Швеции, где каждая любительская музыкальная группа получает субсидию, но стоит задуматься, почему прагматичные шведы так поступают. Осознать серьезность ситуации.

Любой протест или контр-протест - это драматургия. Это зашкаливающие эмоции, мурашки по коже как от песни «Uprising» («Восстание») тех же «MUSE». А ведь если покопаться в памяти, то вопреки всему в нашей стране тоже рождались мощные рок манифесты с сильными текстами. Например, песня группы «Ария» «Воля и Разум».

 

Юраков Максим, эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: Информационное агенство REX