Россия и США: потепление отношений или "холодная война - 2.0" ?
На днях президенты Соединенных Штатов Америки и России в очередной раз подтвердили взаимную готовность нанести друг другу официальные визиты. В свете недавнего хельсинского саммита, на котором впервые за последние годы состоялись полноформатные переговоры лидеров двух стран, идея о качественном изменении российско-американских отношений уже не кажется полностью утопической. Пластичная и переменчивая внешняя политика Д. Трампа служит тому подтверждением. Действительно, события последних недель свидетельствуют если не о дипломатическом сближении России и США, то, как минимум, об укреплении взаимопонимания на высшем уровне. К слову, непрерывный и открытый диалог между лидерами двух ядерных сверхдержав отвечает интересам всего мирового сообщества и является неотъемлемым условием поддержания глобальной безопасности. Это прекрасно понимает и президент Трамп, который стремится заручиться поддержкой своего избирателя накануне очередных праймериз, ведь одно из главных предвыборных обещаний действующего главы государства заключалось в построении внятных и предсказуемых отношений с Москвой.
До недавнего времени необходимость консолидации усилий по борьбе с мировым терроризмом и потребность в координации боевых действий, проводимых российскими и американскими военными на Ближнем Востоке, оставались едва ли не единственными факторами, препятствующими окончательному сворачиванию диалога на высшем уровне. Хельсинские переговоры показали, что предметом большого "геополитического торга" может быть разрешение территориального спора Сербии и Косово, планы по развитию Североатлантического альянса, сирийско-израильские проблемы, иранская ядерная программа и т.д. Однако это вовсе не означает, что российско-американские отношения постепенно становятся партнерскими. Скорее наоборот - две ведущие мировые державы возвращаются к привычной и понятной им риторике "холодной войны", которая в эпоху жесткого военно-идеологического противостояния (60-е - 70-е годы прошлого века) позволяла избегать прямого ядерного столкновения. Подобная риторика может стать не самой худшей альтернативой истерической русофобской "дипломатии" времен Б. Обамы - Х. Клинтон.
В условиях "холодной войны" устойчивость двусторонних отношений между потенциальными противниками обеспечивается благодаря поддержанию ядерного паритета и четкому разделению сфер геополитического влияния. Интенсификация российско-американского диалога, де-факто, означает, что Вашингтон признает за Москвой статус равного в военно-политическом плане оппонента (чего не отмечалось со времен распада Советского Союза). Язык силы, близкий Д. Трампу и В.В. Путину, позволяет обоим лидерам избегать опасной двусмысленности, недосказанности и напрасных дипломатических ухищрений. Собственно, они и не делают секрета из того, что Россию и США ожидает острая конкуренция как на земле, так и в космосе. Более того, к перечню привычных областей для соперничества добавляется европейский рынок энергоносителей, за который в ближайшие годы развернется беспрецедентно жесткая борьба.
Очевидно, что строительство "Северного потока - 2" встретит сопротивление с американской стороны. Не удастся избежать и пресловутой гонки вооружений. В последнее время Конгресс США активно продвигает идею о возрождении свернутой в 1993 году программы по размещению средств ПРО в космосе. За океаном не планируют отказываться от планов по расширению НАТО на Восток за счет Грузии и Македонии. Руководство Североатлантического альянса на официальном уровне признает наличие "гибридных" угроз со стороны Российской Федерации и по-прежнему видит в ней своего главного геополитического противника. Отмены антироссийских санкций в ближайшей перспективе ожидать не приходится, а позиция Запада по Крыму и Донбассу пересмотру не подлежит.
Тем не менее, модель "холодной войны - 2.0" может определить контуры мирового порядка после надвигающегося краха однополярного мира. Подобный формат российско-американских отношений позволит двум державам внятно обозначать взаимные притязания и учитывать базовые национальные интересы друг друга. Основная проблема заключается в том, что Д. Трамп, в отличие от В.В. Путина, не обладает достаточной общественной поддержкой для реализации стабильной и предсказуемой внешней политики. Любые попытки налаживания диалога с Москвой используются американскими СМИ и оппозицией в целях дискредитации образа главы государства. Все вопросы, так или иначе касающиеся положения Соединенных Штатов на мировой арене, решаются президентом ценой напряженного политического торга с сенаторами и конгрессменами. И все же к представителям американского политического истеблишмента постепенно приходит осознание того, что стабильные и предсказуемые взаимоотношения с российской стороной являются залогом поддержания национальной безопасности США. Москва же всегда демонстрировала свою открытость к равноправному диалогу со своими стратегическими партнерами.
Павел Фельдман,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН
Источник: Антимайдан