Российский Крым заставил Европу молить о пощаде
На фото: депутат Бундестага ФРГ Маркус Фронмайер (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)
Недовольство антироссийскими санкциями в странах ЕС достигло критической массы
Германия, одна из самых последовательных сторонниц антироссийских санкций в Европе, ежемесячно теряет из-за них 618 миллионов евро. Об этом рассказал в интервью "Известиям" Депутат бундестага от партии "Альтернатива для Германии" Маркус Фронмайер, сославшись на данные Института мировой экономики в Киле. Выходит, что в год ФРГ теряет около семи миллиардов евро, что, по словам Фронтмайера, составляет 40% от всего ущерба, который несут страны Евросоюза.
"Санкции и ухудшение торговых отношений с Россией полностью противоречат национальным интересам Германии. Наша страна по сравнению с другими членами Евросоюза страдает из-за этих ограничительных мер сильнее всех. Немецкая экономика во многом ориентируется на экспорт. Ежемесячно мы теряем € 618 млн из-за ограничительных мер. Ради чего? Чтобы изменить территориальный статус Крымского полуострова, чего никогда не произойдет?" - заявил депутат.
Хотя о недовольстве ряда стран и особенно бизнес-кругов из-за антироссийских санкций говорят почти с самого момента их вступления в силу, до сих пор власти Евросоюза руководствовались политическими соображениями и исправно продлевали ограничения против России. Однако за прошедшие четыре года недовольство накапливалось и, возможно, почти достигло критической массы. Помимо Германии критика санкций усилилась в Италии и Австрии.
Так, 25 июня вице-премьер Италии Маттео Сальвини из партии "Лига Севера" заявил, что власти готовы перейти от слов к делу в вопросе снятия антироссийских санкций.
"К власти пришло правительство, которое хочет сделать то, что пообещало во время предвыборной кампании. Санкции против России бесполезны и вредны. Точка. Мы готовы перейти от слов к делу, но мы в Европе почти одни такие: одни против всего мира. Каждый раз, когда мы заводим речь о России, нас обвиняют в том, что нас финансирует Путин, что на нас работают русские хакеры, русские банкиры. Я считаю, что Россия, Италия и ЕС должны другом с другом говорить, торговать, сотрудничать в области экономики, борьбы с терроризмом", - заявил он в интервью каналу "Россия 24".
Все больше недовольны санкциями и австрийские бизнесмены. Издание Oberösterreichische Nachrichten написало о том, что сокращение австрийского экспорта в Россию составило около 10%, причем многие предприятия вынуждены переносить производство своей продукции в третьи страны, чтобы продолжать экспортировать в РФ. Руководитель Института экономики Верхней Австрии Готфрид Кнайфель сравнил санкции с выстрелом в собственное колено.
Критика санкций растет и на высшем уровне ЕС. На днях депутат Европарламента и вице-президент "Национального фронта" Франции Николя Бе рассказал о государствах, которые могут выступить за пересмотр санкций против России. По его словам, многие страны начинают "защищать разумную позицию по отношению к РФ". Прежде всего, это Венгрия, Австрия и Италия.
Впрочем, эти страны критиковали санкционную политику и раньше, но в итоге все равно голосовали за продление ограничений. Никита Данюк рассказал "СП" о том, когда же эта ситуация реально изменится.
- Существует определенная процедура отмены или продления антироссийских санкций. С одной стороны, это решение принимается только консенсусом. То есть все государства Европейского Союза должны проголосовать за то, чтобы санкции продлили или отменили. Теоретически у каждой страны есть право вето, при использовании которого можно отменить санкционную политику в отношении нашего государства.
С другой стороны, все самые важные вопросы экономического и политического характера в Европе решают не национальные государства, а наднациональные институты. Существует должность главы общеевропейской дипломатии, которую занимает Федерика Могерини. Так вот, уже бывали прецеденты, когда страны Восточной Европы или Греция заявляли о том, что санкционная политика бесперспективна. В парламентах этих стран начинались дискуссии о том, не пора ли воспользоваться своим правом вето и отменить санкционный режим, который многим странам Европы наносит серьезный экономический ущерб.
Основные издержки несет Германия, так как это основной наш торговый партнер, а также Австрия, Италия, где 200 тысяч рабочих мест ориентированы на российский рынок. Антироссийская политика выгодна только США и тем странам Европы, которые не имеют с нами развитых экономических связей. Но абсолютно не выгодна основным торговым партнерам нашего государства.
Тем не менее, как только заявления об отмене санкций начинают делать на более-менее серьезном уровне, Федерика Могерини тут же говорит о том, что с этими товарищами побеседуют и найдут общие точки соприкосновения, чтобы удалось достичь единства. Как правило, перед очередным голосованием по продлению санкций проходит целый ряд рабочих встреч. И в результате обсуждений все государств, которые заявляли, что санкционная политика не соответствует их интересам, все равно голосуют в поддержку этих ограничений.
"СП": - Но почему?
- Это говорит о том, что тема санкций является очень удобным инструментом для политического торга. Каждое государство ЕС имеет гораздо больше претензий к Брюсселю, чем по вопросу санкций. И до определенного момента Федерика Могерини эффективно может конвертировать уступки, которые делает Брюссель в отношении некоторых стран, в обмен на то, что они продолжают поддерживают санкции.
"СП": - Но те же итальянцы сейчас говорят о том, что готовы поднять вопрос отмены санкций серьезно. Получается, это тоже предмет торга?
- В коалиционном соглашении нынешнего правительства Италии, которое было создано Лигой севера и Движением Пять звезд, действительно есть пункт о том, что они будут пытаться продвигать тему отмены антироссийских санкций. Италия очень ценит наш рынок, куда она экспортирует продукцию не только сельского хозяйства, но и машиностроения, и легкой промышленности. Эта страна сама переживает определенные проблемы в экономике и понимает, что необходимо отменить эту ущербную для нее политику.
Однако у Брюсселя и Рима тоже есть много противоречий между собой. Например, в миграционном вопросе. Тот же Сальвини, который возглавляет итальянское МВД, выступает за более жесткую политику, и уже развернул несколько судов с беженцами, которые направлялись в Италию из Африки. В Брюсселе такое закрытие границ вызывает раздражение.
Кроме того, у Италии есть большие проблемы в банковском секторе. В абсолютном выражении итальянцы имеют самый большой госдолг в Евросоюзе, за исключением Греции. Итальянцы не хотят расплачиваться по своим долгам, а Европейский центральный банк заканчивает политику количественного смягчения и с осени перестает быть главным кредитором банковского сектора Италии. Это может привести к отсутствию ликвидности.
Все это я говорю для того, чтобы объяснить, что тема санкций для итальянцев хотя и важна, но не является определяющей. В обмен на определенные уступки в сфере безопасности, миграционной политики, экономики, Рим может этот пункт не то, чтобы пересмотреть, но отстаивать не так рьяно. Они будут высказываться за отмену ограничений на уровне риторики, но когда дело дойдет до голосования, не исключаю, что на таком уровне эти заявления и останутся.
Конечно, очень здорово, что в разных странах Европы появляются силы, которые считают, что политика санкций контрпродуктивна и, в первую очередь, наносит ущерб самим европейским государствам. Такие партии набирают все больше очков и завоевывают симпатии граждан. Та же Альтернатива для Германии - это сейчас третья политическая сила в стране. Но проблема в том, что во многих странах подобного рода силы не оказывают никакого влияния на политические процессы. Альтернатива для Германии - третья партия, но коалиция была образована между ХДС/ХСС Ангелы Меркель и социал-демократами. Не считая риторики и заявлений в отношении России, возможности повлиять на повестку у них нет.
"СП": - А что насчет Австрии?
- Премьер Австрии Себастьян Курц вступил в коалицию с партией Свобода, которая также выступает против антироссийских санкций. Но в итоге Курц продолжает санкционную политику, потому что оглядывается на Брюссель. Хотя Австрия теряет немало денег из-за этой политики.
Нам хочется верить, что количественные показатели перейдут в качественные. Но получается, что тема санкций и жесткой линии в отношении Москвы является одной из немногих скреп, объединяющих Европейский Союз. Если одна из стран позволит себе заявить о независимой позиции по этому вопросу, то и так называемая евросолидарность, и дисциплина окажутся под угрозой. Начнется цепная реакция, что приведет к усилению центробежных сил и процессов. Любая поблажка, которую Брюссель может дать странам, выступающим за отмену санкций, обойдется ему намного дешевле, чем вероятность, что та или иная страна воспользуется правом вето.
Здесь очень много издержек и, как мне кажется, в Европе во многих странах сидят умные политики, которые понимают, что тема санкций может быть конвертирована в уступки и преференции для них. При этом основополагающим для ЕС вопрос санкций сегодня не является. Вопросы миграционной политики, долгов, безопасности является гораздо более насущными для европейских граждан.
Хотелось бы верить, что Италия станет условным слабым звеном в Европе и с нее начнется процесс отмены санкций. Но логика предыдущих полугодий показывает, что как только такие заявления раздаются, приезжают представители брюссельской бюрократии, которые начинают долгие переговоры с неуступчивыми партнерами. В итоге они находят консенсус, санкции сохраняются, а страна, которая выступала против них, получает определенные бонусы и преференции. Такое чувство, что сейчас история повторяется.
Хотя не исключаю, что рано или поздно количественные показатели действительно перейдут в качественные, и в самом слабом месте Европы эта политика "прорвется". Может быть, это будет Италия, но сейчас сказать об этом точно пока нельзя.
Автор: Анна Седова
Материал комментировал:
Никита Данюк,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН
Источник: Свободная Пресса