"Бойкот избирателей" - оппозиционный корпоратив на открытом воздухе

Акция против президентских выборов в РФ не получила радикального размаха. На это повлиял целый ряд причин. Принцип Портоса "Я дерусь просто потому, что дерусь" объединяет все меньше сторонников. В результате акции протеста все больше напоминают молодежные тусовки.

"Любой бойкот по природе своей есть не что иное, как молчаливое неповиновение господствующему порядку. Следовательно, так называемый "бойкот избирателей" - будь у этой идеи хоть сколько-нибудь серьезная поддержка со стороны общества - мог бы состояться и без театрализованных представлений с участием молодежи пубертатного возраста. Тем не менее, несистемной оппозиции нужно не только периодически напоминать о себе со страниц социальных аккаунтов, но и, что называется, демонстрировать "товар лицом". Кроме того, с давних времен известно: ничто так не способствует бодрости духа и хорошему настроению, как праздник, проведенный в компании единомышленников солнечным зимним днем. Разумеется, программа подобного праздника предполагает физкультурно-оздоровительные мероприятия - можно попрыгать, как на Майдане, а можно сделать групповую гимнастику, следуя строем за своим одиозным тренером. Именно поэтому акцию "28 января" нужно рассматривать, скорее, как оппозиционный корпоратив на открытом воздухе или расширенное собрание клуба по интересам, нежели подлинный выплеск гражданского недовольства.

По итогам "корпоратива" становится ясно - клуб неуклонно теряет своих членов. Действо получается каким-то вымученным, скучным и будничным. Кажется, тема протеста "не цепляет" даже западных журналистов, которые отозвались на "бойкот избирателей" рядом дежурных материалов в привычной стилистике BBC. Ник Макфаркуар из "New-York Times" смог лишь посочувствовать "смелым русским людям", которые не побоялись "морозной погоды" (для справки, в этот день было около -6 градусов по Цельсию), чтобы "выйти на протест против Путина и выборов". Американский журналист не так уж далек от истины: единственной серьезной преградой для проведения акции 28 января стала зимняя погода, а вовсе не правоохранители. Лучшее, на что могли рассчитывать инициаторы "бойкота избирателей", - это пара-тройка кадров "жесткого задержания" представителей "прогрессивной молодежи". Полиция протестующих разочаровала - действовала предельно четко, спокойно и даже как-то заботливо. На единичные провокации следовал быстрый и адресный ответ. Да и сам Алексей Навальный вместо тридцатидневных "каникул" в следственном изоляторе (он это называет перерывом на чтение классической литературы) вскоре после задержания оказывается на свободе даже без составления протокола об административном правонарушении. Так органы правопорядка обычно поступают в случае мелкого хулиганства. Революционный ореол развеивается. Информационный повод, увы, сорван.

Пожалуй, ни один человек в современной России не сделал так много для раскола, ослабления и дискредитации несистемной оппозиции, как сам Навальный. За последние годы он умудрился испортить отношения с националистами, левыми и даже бывшими соратниками либералами. Немалая доля его сторонников, относивших себя к так называемому "креативному классу", перетекла в стан Ксении Собчак. Сам того не осознавая, Алексей Навальный уже давно выполняет функцию клапана для выхода общественно-политической напряженности, снимая у населения синдром "усталости от власти", о котором так много говорят западные политологи. Он создал вокруг себя настоящую молодежную субкультуру, устроенную сообразно законам рынка. Своим сторонникам он продает весьма специфичный товар - ощущение революционной борьбы, острые эмоции, чувство сопричастности к чему-то общественно значимому. Потребители расплачиваются денежными пожертвованиями, лайками и репостами. Вот только к реальной политике это уже не имеет почти никакого отношения. Практика проведения акций, подобных "бойкоту избирателей", свидетельствует о неуклонном падении интереса граждан к "мероприятиям" Алексея Навального и несистемной оппозиции в целом. На рынке торговли эмоциями сильная конкуренция. Эту нишу уже давно захватила Ольга Бузова".

 

Павел Фельдман,
эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: Информационное агентство "ФедералПресс"