Никита Данюк: Американское общество существует в определенном информационном вакууме

Минюст США подтвердил регистрацию RT в качестве иностранного агента. Телеканал попросил внести его в реестр добровольно - под давлением американских властей. Как сообщила ранее главный редактор СМИ Маргарита Симоньян, RT America выбирал между регистрацией и уголовным делом.

"С чем и поздравляем американскую свободу слова и всех, кто в нее все еще верит", - добавила она тогда.

Российский посол в США Анатолий Антонов назвал действия Вашингтона недружественным шагом. По его словам, свобода прессы - "одно из незыблемых прав американских граждан", как и российских.

"Мы сегодня стали свидетелями, что RT заставили зарегистрироваться иностранным агентом. Хорошо это или плохо? Я думаю, что это плохо", - сказал дипломат.

Требование американского Минюста осудил и международный Комитет по защите журналистов (CPJ).

"Требование к RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента - плохая идея", - говорится в заявлении организации, поступившем в "РИА Новости". Как отметила координатор североамериканского отделения комитета Александра Эллербэк, в CPJ недовольны тем, что "правительства решают, что является журналистикой, а что - пропагандой".

Между тем, в Минюсте США заявили, что закон о регистрации иностранных агентов (FARA) ни в коей мере не тормозит свободу слова, а только дает гражданам право знать, "кто действует в США с целью влияния на американское правительство или общественность от имени иностранных представителей".

Стоит отметить, что на территории США вещают сотни зарубежных СМИ. Британская вещательная корпорация "Би-би-си", китайский CCTV, французский телеканал France 24, немецкая радиостанция Deutsche Welle и многие другие иностранные средства массовой информации не зарегистрированы в качестве иностранных агентов.

"На мой взгляд, очевидно, что та антироссийская информационная кампания, которая была запущена полтора года назад, должна была увенчаться подобного рода запретительными мерами в отношении наших средств массовой информации.

RT и Sputnik - действительно уникальные компании, которые предоставляют альтернативную точку зрения на события, происходящие и в мире, и в США. Безусловно, та доля зрителей, которая есть у наших СМИ, была неудобной для представителей американского политического истеблишмента, потому что американское общество существует в определенном информационном вакууме.

При этом сейчас система связей с Россией любого представителя правящих кругов США может использоваться как очень эффективный инструмент давления. На фоне антироссийской истерии, которую мы наблюдаем, было ожидаемо, что наши компании подвергнутся принуждению зарегистрироваться в качестве иностранных агентов.

С одной стороны, RT и Sputnik могут продолжать свое вещание, с другой - эффективность этого вещания будет под большим вопросом, потому что в рамках американского законодательства существует строгий надзор за иностранными агентами.

В этом контексте, мне кажется, необходимо применять зеркальные меры в отношении американских СМИ, которые есть в России. Это интернет-порталы, напрямую аффилированные с государственными институтами США, такими как "Радио Свобода ", "Голос Америки ", и другими структурами, которые имеют какое-либо отношение к Совету управляющих по вопросам вещания (BBG) в Соединенных Штатах. Я считаю, стоит ожидать подобного рода ответных шагов со стороны российского руководства.

При этом хотелось бы отметить: такие действия наших американских партнеров говорят о том, что США уже давно перестали быть страной, которая отстаивает свободу слова, гражданские права и свободы демократии. Определенные решения в отношении нашего государства, телерадиокомпаний принимаются абсолютно ангажировано. Американцы руководствуются не теми ценностями, которые они якобы отстаивают, а в первую очередь существующей политической конъюнктурой и задачами. В этом смысле американцы фактически поставили крест на том, чтобы называть свою страну одним из последних оплотов свободной журналистики. Наоборот, в информационном пространстве Соединенных Штатов мы видим все меньше креативных материалов и все больше открытой пропаганды.

Исторически на внешнем периметре Америка всегда занималась пропагандистской деятельностью и не скрывала этого. Всегда существовало огромное количество зарубежных редакций: и в Ближневосточном регионе, и в Центральной и Восточной Европе, и на пространстве СНГ. С помощью такого рода инструментов США пытались оказывать влияние на формирование общественных настроений. Очень часто с помощью подобного рода журналистских сетей решались даже геополитические и экономические задачи: достаточно вспомнить огромное количество "цветных революций", которые произошли на пространстве бывшего СССР. Все они, так или иначе, реализовывались при непосредственном освещении западных СМИ.

С другой стороны, внутри самих Соединенных Штатов в последнее время информационное пространство характеризуется абсолютно ангажированной точкой зрения. 90% СМИ имеют определенную политическую позицию и занимаются откровенной пропагандой. Жертвой этой политики стали не только RT и Sputnik, но даже нынешний президент США, который с самого начала столкнулся с ожесточенным сопротивлением со стороны СМИ, формирующих общественное мнение. Это такие издания, как The New York Times и The Wall Street Journal, телекомпании CNN, CNBC, ABC. Меры, которые приняли США в отношении RT и Sputnik, в очередной раз должны убедить мировое сообщество, что США прикрываются определенными вывесками - декларациями, ценностями, за которыми стоит холодный расчет".

 

Никита Данюк,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: Антимайдан