Никита Данюк о несостоявшихся государственных переворотах
Эффективное противодействие деструктивным политическим технологиям, направленным на смещение легитимного руководства страны, является сложной, но реализуемой задачей. Главное, что требуется от государственной власти в момент совершения массовых незаконных акций - готовность действовать жестко и эффективно, оставаясь при этом в рамках действующего правового поля.
Китай
Одной из первых мишеней для реализации деструктивных политтехнологий стал Китай. Однако китайское руководство в условиях перестроечных перемен подобных советским, сохранило приверженность избранному историческому пути и продемонстрировало, как в критической ситуации можно предотвратить реализацию технологий "цветных революций". В Китае существовала реальная угроза стабильности государства, которая могла привести к падению власти КПК.
В 1989 году в столице на центральной площади Тяньаньмэнь начались массовые акции протеста, участники которых разбили на площади палаточный городок. Звучали антиправительственные лозунги, выдвигались политические требования. Ядром протеста были китайские студенты. Под влиянием пекинских событий начались демонстрации в других городах, прежде всего, в Шанхае.
Важным шагом, купирующим негативный сценарий развития событий, стало своевременное нивелирование роли "6-й колонны" - представителей властной элиты, сочувствующих восставшим и выступающих за ведение переговоров. Правительство КНР попыталось мирными способами избежать эскалации конфликта, призывая прекратить манифестации и разойтись. Однако после очередного отказа покинуть площадь, правительство приняло решение использовать для подавления беспорядков силовые средства. В Пекине было введено военное положение, а чуть позже к площади подошли части НОАК.
Осуществлялись безуспешные попытки вытеснить людей с площади мирно, без применения насилия, однако протестующие препятствовали продвижению бронетехники и начали атаковать солдат. Во время горячей фазы противостояния, протестующие начали возводить баррикады, атаковать военных, в которых летели камни и бутылки с зажигательной смесью. Горели танки и бронетранспортеры. Войска в ответ применили слезоточивый газ и оружие.
Важным фактором, который способствовал успешному купированию госпереворота, сыграло отсутствие широкой материальной поддержки протестных масс со стороны внешних сил, заинтересованных в смене режима. После подавления протестов правительство произвело масштабную серию арестов среди оставшихся сторонников мятежа, наложило запрет на распространение иностранной прессы и поставило под свой строгий контроль освещение событий в китайских СМИ. Несмотря на жесткую реакцию западных стран и США, а также введенные международные санкции, китайскому руководству удалось принять необходимые меры для стабилизации ситуации, сохранив тесные экономические связи с Западом. Китай остался важным партнером и санкции впоследствии были сняты. Однако, США периодически используют трагические события на площади Тяньаньмэнь для оказания политического давления на китайское руководство, требуя выполнять "международные обязательства по защите прав человека" и освободить всех заключенных 1989 г.
В результате попытки реализации "цветной революции" в Китае погибли, как мирные жители, так и военнослужащие, однако по точному количеству жертв до сих пор идут споры. Китайское правительство объявило о 241 жертве, но список погибших опубликован не был. Оценки количества погибших среди гражданского населения разнятся от 400-800 человек до 3000 человек. Количество раненых, как правило, оценивается от 7 до 10 тысяч. Некоторые источники говорят о трех тысячах раненых гражданских и шести тысячах раненых военных.
После событий на площади Тяньаньмэнь 1989 г., американцы стали пытаться дестабилизировать ситуацию в Китае через поощрение сепаратистских движений в Синьцзян-Уйгурском автономный районе. Однако попытки были безрезультатными.
Для очередного "китайского майдана" неслучайно был выбран Гонконг, территориальная единица которая входит в состав КНР только с 1997 г., когда она перестала быть британской колонией. Используя противоречия между Пекином и Гонконгом по вопросу выборов представителей в местные органы власти, десятки тысяч людей (молодежь и студенчество) летом-осенью 2014 г. вышли на улицы города с политическими требованиями. В лучших традициях "шарповских" технологий протестующие заявляли о мирном характере своего протеста, демонстрируя всему миру символ революции - складные зонтики. Однако власти Китая, трезво оценивая развитие возможного негативного сценария, приняли решение о немедленном прекращении незаконных акций с помощью представителей правопорядка. Хотя протесты в Гонконге продолжались на протяжении 79 дней, они были успешно разогнаны без привлечения сил НОАК.
Узбекистан
Примеры успешного противодействия деструктивным политическим технологиям существуют и на постсоветском пространстве. В 2003-2005 гг. в нескольких странах СНГ был произведен демонтаж легитимных политических режимов. Грузия, Украина и Киргизия стали полигоном для успешной реализации технологий "цветных революций". Очередной страной, которая должна была стать жертвой "цветной чумы", был Узбекистан. На границе с Киргизией в Андижане 13 мая 2005 г., спустя месяц после госпереворота в Киргизии начались народные волнения. В ночь на 13 мая группами вооруженных людей была предпринята попытка захвата ряда административных зданий в центре города. Эти события совпали по времени с чередой волнений в Ферганской долине.
Ситуация развивалась следующим образом. 10 мая 2005 г. на улицы Андижана в знак протеста против содержания под арестом 23 местных предпринимателей вышли люди. Задержанные предприниматели были обвинены в связях с запрещенной исламистской группировкой "Акромия". По информации официальных властей Узбекистана, "Акромия" являлась частью другой запрещенной исламистской группировки "Хизб-ут-Тахрир". 35 вооруженных человек 13 мая 2005 г., перешли границу со стороны Киргизии и напали на милицейский участок неподалеку от Андижана. После захвата милицейского участка экстремисты, использовав найденное оружие, смогли взять штурмом здание местной тюрьмы и выпустить оттуда более 2 тысяч заключенных, которые в последствие стали "силовым тараном" протеста. После этого вооруженные экстремисты с бывшими заключенными отправились в Анджиан для участия в антиправительственных выступлениях.
Многих жителей Узбекистана в силу объективных социально-экономических трудностей не устраивало текущее положение дел в стране, поэтому ряды протестующих постоянно пополнялись простыми гражданами. В это время вооруженная группа захватила здание местной администрации. Власти Узбекистана были вынуждены пойти на использование крайних мер - в город были введены правительственные войска, которые открыли огонь по протестующим. Эта мера была расценена мировым сообществом, как "излишне жестокая", и вызвала волну резкой критики в сторону узбекского руководства. Однако в условиях возможности занятия 300-тысячного города террористами - это решение было единственно верным. Таким образом, официальный Ташкент первым в СНГ смог предотвратить реализацию сценария госпереворота во время острой фазы конфликта.
Армения
Следующей страной, где попытались организовать "цветную революцию" стала Армения. Резкое накопление протестного потенциала в армянском обществе совпало с началом нового электорального цикла. Президентская кампания 2008 года была очень скандальной. В итоге победа Сержа Саргасяна ставилась под сомнение многочисленными оппозиционными силами.
На следующий день после президентских выборов, 20 февраля 2008 г. на улицы Еревана начали выходить протестующие с требованием о проведении новых президентских выборов, в которых будет гарантировано участие международных наблюдателей. Начались массовые столкновения между полицией и демонстрантами. Протестные акции были организованы сторонниками кандидата в президенты и первого президента Армении Левона Тер-Петросяна.
Одним из пунктов технологий ненасильственного сопротивления Дж. Шарпа является самосожжение по политическим мотивам. Оно произошло и во время протестных акций в Ереване; 37-летний Араик Мурадян совершил акт самосожжения.
22 февраля лидеры протеста начали называть происходящие события народной революцией. Экс-президент Армении Левон Тер-Петросян, взявший на себя роль лидера протеста, заявил, что на сторону оппозиции перешла армия. По его словам, оба замминистра обороны, генерал-лейтенант Манвел Григорян и генерал-лейтенант Гагик Мелконян своим примером поддержали мятеж. Это заявление было встречено бурным аплодисментами и криками "Победа!". Левон Тер-Петросян призвал армянское студенчество начать с 22 февраля забастовку.
26 февраля Левон Тер-Петросян объявил, что переговоры с властями возможны лишь при условии признания последними президентских выборов от 19 февраля недействительными и проведении в Армении новых выборов. Левон Тер-Петросян сообщил, что находится в тесном контакте с представителями посольств России, США и стран Евросоюза, которые аккредитованы в Ереване. Лидеры оппозиции открыто заявляли о том, что они заручились поддержкой рядом иностранных государств, включая Россию, США, ЕС. Однако тогда президент Армении Роберт Кочарян в эфире Общественного телевидения Армении заявил, что наступило время понять, что, используя средства грубой силы, к власти не приходят. Власти Армении осознавали, что сценарий с требованием проведения новых президентских выборов уже был успешно реализован на Украине в 2004 году. 1 марта в 6.20 утра силами полиции и ОМОНа сторонники Левона Тер-Петросяна были разогнаны. Полиция Армении выступила со специальным заявлением, мотивировав свои действия полученной информацией о том, что оппозиция планировала 1 марта массовые беспорядки и провокации. На площади Свободы могли начать раздавать оружие, которое могло катализировать протест и привести к человеческим жертвам.
В итоге, лагерь протестующих был полностью разогнан, власти смогли удержать стабильное положение в стране. Однако за неделю противостояния между силами правопорядка и протестующими с обеих сторон погибло не менее 8 человек, около ста человек получили ранения. В центре Еревана был разгромлен ряд административных зданий, сожжено большое количество автомобилей. При разборе лагеря протестующих было обнаружено большое количество оружия, булыжников, кусков арматуры, резиновых дубинок и т.д.
Армянский силовой блок остался верен легитимному руководству, что обеспечило немедленное купирование угрозы государственного переворота.
Власти на 20 дней ввели в стране чрезвычайное положение, которое позволило очистить медиа пространство страны от антигосударственного контента. Необходимо отметить, что по ходу протеста западные партнеры Армении оказывали серьезное давление на законную власть в стране. Посол США в Армении Ричард Миллз во время встречи с журналистами, пострадавшими в ходе столкновений, заявил о наложении санкций на армянских силовиков, причастных к насилию над людьми во время выступления. Один из лидеров антиправительственного протеста, лидер группы "Сасна црер", который был арестован армянскими властями сделал следующее заявление: "Мятеж продолжается, наш народ должен бороться, мы не позволим превратить нашу страну в российскую губернию. Мы чувствуем, что победа близко, и призываем народ бороться. Мы дали искру, из которой возгорится пламя. К сожалению, народ медлил. Мы будем продолжать свою борьбу".
Иран
Почти за 2 года до начала "Арабской весны" была предпринята попытка дестабилизировать одно из государств исламского мира - Иран. В 2009 г. в Иране состоялись президентские выборы, уверенную победу на которых одержал действующий на тот момент президент страны Махмуд Ахмадинежад. Ему удалось набрать более 60% голосов избирателей.
Иран на протяжении многих лет до исламской революции 1979 года был союзником США в регионе. После революции отношения между странами оказались разорваны. Однако в 2009 году американские спецслужбы попытались реализовать сценарий "цветной революции", чтобы привести к власти более прозападного кандидата Мир-Хосейн Мусави.
Основная ставка была сделана на молодежь, которая подвержена влиянию "объективной" информации, получаемой из ленты твиттера и фейсбука. Власти Ирана жестко подавили незаконные протестные акции, использовав силы полиции, армии и Корпуса стражей Исламской революции. Силовые структуры применяли против зачинщиков беспорядка слезоточивый газ, резиновые дубинки, водные пушки. Общее число погибших в ходе этих событий составило примерно 10 человек. Тем не менее, несмотря на массированное информационное давление, власти страны смогли предотвратить реализацию негативного сценария развития событий и пресекли попытки совершить государственный переворот. Через 2 месяца после активной фазы протестов обстановка в стране полностью нормализовалась.
Белоруссия
Следующей целью деструктивных политических технологий стала Белоруссия. Лидер Белоруссии, А.Г. Лукашенко возглавляет страну с 1995 г., и является заслуженным долгожителем европейской политики (дольше А.Г. Лукашенко в Европе страны возглавляют только монархи).
Экономические сложности, конфликты в отношениях с Россией ослабляли авторитет А. Лукашенко среди белорусских граждан. Это привело к падению его популярности в 2010 г., когда он собрался в третий раз баллотироваться на пост президента. Страны ЕС и США отказались признавать законность проведения выборов. В декабре 2010 г. в центре белорусской столицы начали собираться протестующие. Это привело к беспорядкам, за которыми последовала попытка штурма Дома правительства, где расположены Совет министров, нижняя палата парламента и Центризбирком. Беспорядки были подавлены с применением внутренних войск и спецназа.
За несколько недель до этого силы деструктивной оппозиции активно готовились к реализации многочисленных провокаций, которые должны были способствовать возникновению беспорядков. Своевременные оперативные действия правоохранителей позволили предотвратить массовое кровопролитие и насильственный вооруженный захват власти. С учетом накопленного опыта власти закрыли доступ в социальные сети и страницы белорусских оппозиционных сайтов. Так, по рассекреченным сведениям, переданным главой государства А.Лукашенко в печать белорусским СМИ, 17 декабря 2010 на российско-белорусской границе был задержан микроавтобус с 12 активистами радикальной структуры "Оборона". У пассажиров транспортного средства обнаружены 2 металлические телескопические дубинки и кастет, 4 ножа и заточка, ряд металлических предметов, которые могли использоваться в качестве оружия, 6 палаток и 14 спальных мешков, а также комплект форменной одежды сотрудников министерства внутренних дел Белоруссии. Форма, вероятно, могла быть использована для различных провокаций, с целью дискредитации правоохранительных структур. Это было далеко не единственное транспортное средство с подобным грузом, которое было задержано белорусской милицией.
Сотрудники спецподразделения по борьбе с терроризмом МВД Белоруссии также обнаружили в одном из частных гаражей Минска целый схрон оружия и боеприпасов - гранатометы "муха", тротиловые шашки, автоматы Калашникова, пистолеты. Как удалось выяснить, этот арсенал предназначался для захватчиков дома правительства. В случае попадания оружия в руки мятежников локальный сценарий вооруженного захвата власти мог бы стать вполне вероятным.
Кроме того, как следует из опубликованных в газете "СБ" (Беларусь сегодня) материалов Госпогранкомитета: "..Оперативными органами пограничной службы, из агентурных источников, в начале ноября была получена информация о том, что группа специалистов-подрывников из стран Азиатского региона (не стран СНГ), где ведутся боевые действия, планировала попасть на территорию Республики Беларусь и организовать в день проведения выборов ряд террористических актов. Данная группа предполагала действовать через этническую группировку в Минске, используя "втемную" возможности диаспоры". Также выделим из опубликованной информации, попытку доставить митингующим одурманивающие вещества, которые, как известно, активно применялись во время "украинского майдана" для разогрева толпы: "На литовско-белорусском направлении 19 декабря задержан курьер… который пытался ввезти в Республику Беларусь около 7 тысяч доз наркотиков. Наркотические средства должны были в этот же день попасть в г. Минск для распространения во время протестных акций". Таким образом, белорусские силовики смогли на начальном этапе купировать организованный протест в центре столицы.
Некоторые из деструкторов ранее прошли "боевое крещение" на Украине во время "оранжевой революции" 2004 г., а затем участвовали в попытке свергнуть режим Лукашенко в 2006 году. Они обучались методам силового противостояния правоохранительным органам активистами движения "Зубр". Это подтверждает факт сетевой агентурной работы деструктивных молодежных организаций на пространстве СНГ, которые связаны с головным центром CANVAS, основанным на базе сербского движения "ОТПОР!". Помимо этого, некоторые прошли боевую подготовку в лесных лагерях на Западной Украине, организованных украинскими националистическими и неонацистскими формированиями.
"Соединенные Штаты Америки решительно осуждают действия белорусского правительства, направленные на подавление демократического процесса, и непропорциональное применение силы против политических активистов, представителей гражданского общества и журналистов. Мы призываем к немедленному освобождению всех кандидатов в президенты Беларуси, а также сотен демонстрантов, задержанных девятнадцатого и двадцатого декабря. Соединенные Штаты не могут признать законными результаты президентских выборов, объявленные Центральной избирательной комиссией Республики Беларусь двадцатого декабря", - заявил заместитель госсекретаря США по связям с общественностью Филип Кроули в Вашингтоне. Подобного рода заявления - норма для официального Вашингтона, в случае успешного смещения А.Г. Лукашенко госдеп торжественно приветствовал бы Белоруссию, как новую "демократическую страну". Необходимо подчеркнуть, что действующему президенту Республики Беларусь удалось создать эффективную вертикаль власти, в которой о саботаже указов и поручений силовыми ведомствами и ближайшим окружением Президента не может идти речи.
Россия
Занимающей в те годы должность премьер-министра России В.В. Путин, четко обозначил понимание угроз "цветных революций" для государства и указал на наработанную схему, которую на опыте постсоветских "революций" переняли деструктивные силы, пытающиеся организовать подобный сценарий в Москве: "Это наработанная схема дестабилизации общества. Думаю, эта схема родилась не сама по себе. Мы знаем события "оранжевой революции" в Украине. Кстати, некоторые из наших оппозиционеров в это время были и на Украине и работали официально в качестве советников тогдашнего Президента В.Ющенко. Они естественным образом переносят эту практику и на российскую почву".
К президентским выборам режиссеры массовых протестов в России готовили иной поворот; протестующие на Болотной площади весной 2012 г. были готовы к силовым действиям, что могло вызвать нужный резонанс в зарубежном медиа-пространстве.
Напомним, что попытка реализовать "цветную революцию" в России закончилась неудачей и привела к массовым беспорядкам 6 мая 2012 г. на Болотной площади в Москве, которые сопровождались поджогами и уничтожением имущества, а также применением насилия к представителям правопорядка.
Председатель Следственного комитета России А. Бастрыкин впоследствии назвал события на Болотной площади в 2012 года репетицией "майдана": "Вы знаете, что это была репетиция "майдана" на Болотной площади? Там под сценой лежали палатки и шины, как это было на "майдане". Если бы не проявили твердость тогда, вот у нас могло быть такое, что происходит сегодня на Украине".
Кроме того, данные действия направлялись из-за рубежа. По словам В.Путина, преждевременное заявление госсекретаря США Х. Клинтон о недемократических парламентских выборах в России инициализировало активную работу оппозиции внутри государства, послужило прямым побуждающим сигналом к действиям: "Они этот сигнал услышали и при поддержке госдепа США начали активную работу".
Деструктивные мероприятия заранее готовились, спонсирование и оперативная связь осуществлялись по зарубежным каналам. В результате оперативных мероприятий удалось выяснить связи организаторов и внешний круг их контактов.
Прослеживается четкая связь американской стратегии смены режимов без комплексного задействования военной силы. Известно, что в Грузии перед "революцией роз" активисты "Кмары" заранее наладили тесные контакты с сербским "Отпором", который принял активное участие в подготовке лидеров грузинского молодежного движения и тренингах по проведению манифестаций. Члены "Кмары" еще летом 2003 года обучались методам "ненасильственного гражданского сопротивления" в специальных лагерях на территории Сербии. Уже в 2004 г. молодые грузинские оппозиционеры делились опытом с украинцами из "Поры", которые в свою очередь будут взаимодействовать с российскими деструктивными силами, занимающимися подготовкой "цветной революции" в Москве.
Катализация протеста, как один из важных элементов госпереворота, имела место в ходе грузинской "Революции роз". Тогда произошла темная история с "вооруженными людьми в масках", стрелявшими в протестующих в городе Зугдиди. В ходе этой атаки были ранены 3 человека, и накал протеста значительно вырос. В связи с этим эпизодом в прессе появлялись упоминания Гиви Таргамадзе, который в 2012 году по некоторым данным, режиссировал аналогичную кровавую провокацию на Болотной площади, которая дала старт так называемому "делу 6 мая". Появление жертв в ходе столкновений ударных частей "революции" с правоохранителями также списывают на "кровавый режим". Данная тактика была успешно отработана бойцами из "Правого Сектора" и так называемой "самообороны" Майдана в ходе госпереворота 2013 - 2014 г. Если бы это удалось полностью осуществить в России, то последствия могли бы приобрести еще более трагический характер.
Поддерживающий проамериканскую оппозицию "креативный класс", разумеется, был бы малопригоден для использования его представителей в столкновениях с ОМОНом, именно для этого, как правило, задействуются националистические силы и "околофутбольные" движения.
Еще на стадии планирования сценария "цветной революции" в России было определено, что составную, ударную мобилизационную силу составят радикальные националисты, либеральные протестные массы и многочисленные группы рядовых граждан, которым отводилась роль второго плана.
В частности предлагалось использовать потенциал политических экстремистов - радикальных националистов. Как следует из опубликованной речи грузинского "куратора" российских оппозиционеров, предлагалось задействовать "правые" силы для насильственного захвата власти: "…100 или 200 тыс. человек собрать, всех в одинаковых формах, с коловратами, и завтра пойти на Кремль". Отдельные лидеры националистических группировок эту инициативу поддержали. К ней примкнул депутат из числа деструктивной оппозиции И.Пономарев, призвавший к созданию "боевых отрядов, способных бороться на улице". В элитном курортном поселке под Санкт-Петербургом оппозиционеры попытались выстроить планы на будущее, скоординировать действия своих сторонников во власти и среди радикальных кругов в ходе организационного мероприятия под названием "Белый форум". В ходе заседаний присутствующие представители радикальных националистических движений высказались не за открытую политическую конкуренцию в правовом поле с мирной сменой власти через законные выборы, а за тотальную дестабилизацию в стране с последующим захватом рычагов власти. В частности, лидер движения "Русские" А. Белов, намекая на сценарий "Арабской весны" заявил: "Пока мы будем выбирать мэров малых городов, ничего не изменится. Считаю, что нам надо изучать опыт Египта и Ливии".
Операция по захвату власти в 2012 г. была детально продумана, просчитывались возможности организации различных провокаций с использованием межнационального фактора, как дополнительного способа воздействия на население. Как советовал Таргамадзе: "Есть тоже хорошие контракты с чеченами…одну какую-то хорошую провокацию, которая бы очень сейчас сыграла бы". Нельзя исключать, что речь могла идти о подготовке резонансного акта, который стал бы своего рода катализатором протестных масс. Внутри российского общества данные деяния могли вызвать всплеск межнационального напряжения, что также усилило бы позиции националистов, еще больше ударив по внутренней стабильности.
Можно предположить, что в тот период прорабатывался сценарий с привлечением ударных боевых отрядов, противостоящих государственным силам правопорядка, имевший целью насильственное свержение конституционного строя России, что нанесло бы непоправимый ущерб национальной безопасности. В данном контексте наибольшую опасность представляет смычка деструктивных сил либералов и радикальных националистов.
Никита Данюк,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН
Источник: Антимайдан