Русский Русский

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОГНОЗОВ

Россия и Белоруссия на пути к визовому режиму

Визовый режим между Россией и Белоруссией может стать реальностью уже в конце 2017 года. По словам посла России в Белоруссии Александра Сурикова, работа над визовым соглашением должна быть закончена к концу 2017 г.

Скорое введение визового режима между двумя братскими странами произойдет из-за несогласованной миграционной политики. Власти Белоруссии с 12 февраля 2017 г. ввели безвизовый режим на кратковременные (не более 5 дней) поездки для граждан из стран Евросоюза, США и др. (общее число стран превышает 80). Это решение вызвало непонимание со стороны российских партнеров. В силу высокой террористической угрозы в Европе и других регионах власти России предпочли обеспечить безопасность России путем возвращения к миграционному контролю на границе путем перевода авиационных рейсов из РФ в РБ в международные сектора в российских аэропортах, организации мер досмотра на наземном транспорте, возвращения пограничной зоны на границе между Россией и Белоруссией (в Смоленской, Брянской, Псковской областях).

Важно отметить, что предпринятые Белоруссией шаги по либерализации ее миграционного законодательства - суверенное право ее государственных властей, в равной степени желание оградить территорию Российской Федерации от неблагонадежных элементов также является приоритетом российского руководства. Однако введение миграционного контроля в рамках единого евразийского пространства несет в себе угрозу самой идее евразийской интеграции, поскольку ограничение накладывается на один из фундаментальных интеграционных элементов - свободу передвижения.

В данном свете также отметим, что Россия и Белоруссия работают над снятием таможенных и миграционных барьеров с 1996 г., т.е. именно интеграционные проекты Москвы и Минска являются наиболее продолжительными на всем пространстве СНГ. Из-за этого складывающиеся проблемы наносят ущерб не только по интеграции между Россией и Белоруссией, но и несут Москве значительные репутационные издержки на всем пространстве СНГ, которое официально признано стратегически важным для нашей страны.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в последние годы неоднократно проводил непоследовательный курс в своей внешней политике. За это время двусторонние отношения были омрачены конфликтами в области энергетического сотрудничества, поставок продуктов питания и т.д. При этом Лукашенко в силу ухудшающегося экономического положения в Белоруссии, продолжает надеется на оказание экономической помощи России в прежних объемах. Отметим, что в период с 2006 г. по 2016 г. Москва выделила дотаций Минску на общую сумму больше, чем в $100 млрд. В силу объективно существующих причин Россия больше не в состоянии платить такую высокую цену за лояльность своего «союзника», который на официальном уровне не признает ни территориальную принадлежность Крыма, ни независимость частично признанных республик Абхазия и Южная Осетия.

Введение безвизовый режим для краткосрочного пребывания иностранных граждан в Белоруссии - одна из попыток по заигрыванию А. Лукашенко со странами Запада. Маловероятно, что этот шаг сможет принести стране значительный материальный доход, однако потери из-за очередного ослабления контактов с Россией неизбежны.

 

Евгений Семибратов,
эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: Информационное агентство "REX"