Наука "государственного переворота"

Главнокомандующий Росгвардии Виктор Золотов в интервью "Интерфаксу" заявил, что протестные акции в России проводятся "по схожим сценариям, что и "цветные революции" в других странах". С точки зрения политической науки данный тезис является полностью оправданным и своевременным как в теоретическом, так и в прикладном измерениях.

"Цветные революции" - это организованные внешними силами при активном участии деструктивного сегмента оппозиции проекты по демонтажу легитимных политических режимов. Их цель - резкая геоэкономическая и геополитическая переориентация государства. Реализация "цветных революций" всегда происходит по одному и тому же хорошо отработанному сценарию.

Первый этап предусматривает тщательную подготовку и моделирование деструктивными силами своей тактики и стратегии. Определяются цели и задачи, идеи и ценности будущих "революционеров", формируются наиболее эффективные пути реализации "цветного" проекта.

Вторым этапом является создание оппозиционных политических сил, которые станут бенефициарами успешной реализации госпереворота. При этом с технологической точки зрения наиболее эффективно проявило себя искусственное конструирование образа единого оппозиционного лидера, который консолидирует протестный электорат за счет отсутствия четкой политической и экономической платформы, используя популистскую риторику.

На третьем этапе происходит общая дестабилизация обстановки. Деструктивные силы для раскачивания общественно-политической ситуации используют потенциально активные социальные группы, как правило, студентов или представителей наиболее ущемленных слоев населения, которые выдвигают политические требования, экономические и социальные лозунги. Затем формируется "справедливая доказательная база" оппозиции, которая благодаря лояльным или подконтрольным СМИ способствует резкому повышению уровня общего недовольства, вызывает эмоции и побуждает широкие массы участвовать в протестных действиях. Искусственным путем происходит резкое нагнетание противоречий внутри системы, вследствие чего общество становится поляризированным. В итоге сталкивание противоборствующих сторон становится неизбежным.

Деструктивная оппозиция акцентирует внимание на экономических и социальных требованиях, которые часто справедливы, но при этом специально не озвучиваются пути решения накопленных в обществе проблем. Все сводится к единственной цели - свержению действующего политического режима, "виновного во всех бедах". Формируется негативный и "антинародный" имидж законной власти. В отношении врага больше не работают законные нормы, моральные и социокультурные принципы. Значительная группа людей, не представляющая интересов всей нации (в среднем от 50 до 100 тыс. чел.), выходит на улицы и начинает бессрочный митинг, требуя отставки "узурпатора". При этом протестующие тут же получают необходимую поддержку западных СМИ, которые их выступление характеризуют как "народное". На этом фоне заранее подготовленные и организованные группировки, находящиеся в рядах протестующих, блокируют главные административные здания, основные транспортные и коммуникационные артерии. Происходит фактический захват власти.

Пятый этап направлен на международную легализацию действий деструктивных сил. Заинтересованные в госперевороте внешние силы объявляют о "победе демократии" и обеспечивают информационную поддержку нового режима. Последний этап заключается в возвращении всей системы в правовое поле. Новые власти инициируют меры по ликвидации противоборствующей стороны (иногда физические), формируют основные государственные посты, строят новую вертикаль управления.

Отдельного внимания заслуживают контролируемые внешними силами средства массовой информации, целью которых во время реализации "цветного сценария" является дискредитация действующего политического режима, искусственное нагнетание эмоционального накала и легитимизация в глазах населения нового правящего класса. В своих "журналистских расследованиях", статьях и материалах оппозиционные режиму СМИ обращаются в первую очередь к чувствам людей, опираясь зачастую на непроверенную или откровенно лживую информацию.

Именно СМИ вместе с интернет-ресурсами формируют актуальную повестку, создавая иллюзорную политическую ситуацию, в которой реализация технологий госпереворота будет естественной и даже желательной. Способность средств массовой информации манипулировать общественным сознанием в угоду интересам той политической силы, которая инициировала дестабилизацию в стране, наделяет их хозяев огромной силой. Особенно важную роль они играют в электоральный и постэлекторальный периоды. Именно через этот канал распространяется информация о "массовых нарушениях" во время голосования, затем объявляется о фальсификации выборов. Следующим шагом обычно становится мобилизация протестно настроенных граждан и их информирование о предстоящем массовом митинге.

Неотъемлемой частью подготовки к началу "революционных событий" является информационно-культурная агрессия, направленная на основы общества и осуществляемая при помощи "мягкосилового" оружия. В ходе ее реализации целятся в самое "сердце государства": его историю, культуру и традиции. Поэтому с точки зрения технологии любая из "цветных революций" организуется с учетом цивилизационных особенностей страны-мишени. На предварительном этапе планирования определяется наличие уязвимых точек внутри общества, выясняется, способно ли оно оказывать сопротивление внешнему воздействию и попыткам организовать антигосударственные "протестные" действия, обладает ли оно резистентностью, сможет общество сплотиться вокруг патриотических идей и национального лидера государства или покажет разобщенность, неспособность к мобилизации ради защиты собственных национальных интересов.

Стоит отдельно отметить социальную инженерию как высокоэффективный инструмент перекодирования сознания масс с целью повышения их управляемости в дальнейшем. Среди основных целей можно выделить подмену культурных кодов, уничтожение ценностного фундамента и исторической памяти, рассеивание потенциала для сопротивления. Конечным результатом является создание атомизированного сознания. Движение именно в эту сторону мы наблюдаем сегодня, когда с помощью СМИ и сети Интернет внутри российского общества фактически создаются отдельные группы людей, объединенных узким кругом интересов, демонстрирующих высокую степень восприимчивости к клишированной в медийном пространстве информации.

Примечательно, что именно молодежь составляет основную массу любого "майдана", становится ядром протестного движения, из которого потом сценаристы и технологи "цветных революций" формируют рассерженную толпу, являющуюся идеальным - послушным и слепым - инструментом шантажа действующей власти. Этому есть довольно простое объяснение. Именно молодежь в возрасте от 16 до 30 - 35 лет является слоем общества, наиболее восприимчивым к ярким псевдореволюционным лозунгам "цветных революций", в которых их в первую очередь привлекает форма, внешняя яркая атрибутика, насыщенная символами и рекламными слоганами, и лишь опосредованно - содержание. За этой яркой символикой сознание молодых людей часто не в состоянии распознать истинные цели и планы организаторов "цветных революций", признаки применения технологий манипуляции сознанием и массовым поведением, циничный расчет. Они не понимают, что, привлекая их к участию в протестном движении, организаторы "цветных революций" легко жертвуют "пешками" для того, чтобы сделать из них очередную "небесную сотню", символ для второй волны мобилизации с "ненавистным режимом". Особенностью самосознания молодежи (преимущественно в возрасте 16 - 20 лет) является то, что по большому счету им все равно, против чего выступать. Для них важен сам процесс, отрицание любых авторитетов, ощущение общности, единства, порождающего массовую эйфорию и драйв. При этом в протестное движение их могут привести простейшие лозунги, призывающие бороться "за все хорошее, против всего плохого": за социальную справедливость (кто будет выступать против этого?), за "честные выборы", против коррупции, против капиталистов, эксплуататоров и олигархов.

Очень важно понимать, что молодые люди порой служат наиболее удобным материалом для "цветных революций" еще и потому, что в возрасте 16 - 20 лет они совершенно бескомпромиссны: упорно будут следовать своим идеалам и умирать за организаторов "цветных революций", если они прикажут. В этом возрасте еще отсутствует страх перед смертью и кажется, что пуля сразит кого угодно, но только не тебя. Именно поэтому для организаторов "цветных революций" такая молодежь становится самым удобным расходным материалом.

 

Никита Данюк,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: Антимайдан