Концепция мягкой силы - что есть сегодня

Дмитрий Егорченков - о том, что из себя представляет концепция мягкой силы в России сегодня

Термин "мягкой силы" был впервые введен профессором Гарвардского университета Джозефом Найем в 1990 г. в книге Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Тогда он рассматривал язык и культуру в качестве ключевых элементов международных отношений, способных повлиять на мировую политику.

А в 2003 г. он же предложил некий интегральный термин smart power - "умная сила", подразумевающий в его версии почти дословно следующее - концепция, призванная противостоять неверным представлениям о том, что "мягкая сила" может быть единственным инструментом эффективной внешней политики. Сила при этом понимается как возможность так влиять на поведение других игроков, чтобы это способствовало получению необходимого результата. По мнению профессора Ная, это достигается тремя основными средствами: принуждением, подкупом и обаянием. Таким образом "жесткая сила" использует принуждение и подкуп, а "мягкая сила" использует обаяние. Также в статье в Foriegn Affaires в 2009 г. им делается вывод, что только сочетание "мягкой" и "жесткой" силы - "умная сила" - способно генерировать необходимые внешнеполитические результаты.

Очевидно, что "прагматичная" задача "мягкой силы" - это формирование внутри конкретной страны ("объекта" воздействия) благоприятной позиции ее лидеров, элит, граждан по отношению к политико-экономическим действиям другого государства ("субъекта" воздействия). При этом позднейшая разработка данной темы фактически объединила под брендом "мягкосиловые технологии" все разнообразие несиловых методов воздействия в международной политике – в политике, экономике, культуре, спорте и т.д.

Нужно, конечно же, иметь в виду, что само явление "мягкой силы" известно давно, значительно раньше, чем его начали разрабатывать современные американские политологи. Так концепции "мягкой силы" предшествовала "культурно-идеологическая гегемония" политического деятеля и философа Антонио Грамши. Большой вклад в развитие феномена "мягкой силы" сделал английский военный теоретик Б. Лиддл Гарт, разработавший стратегию непрямых действий. Он утверждал, что прямая атака никогда не дает должного результата, а потому применяться не должна. Более ранние проявления "мягко силы" можно наблюдать в древнекитайской философии. Лао-Цзы, живший в VII до н.э., считается одним из первых ученых-философов, объяснявших важность феномена "мягкой силы". Приемы мягкосилового воздействия на оппонентов применяли и египетские фараоны Нового царства.

Сегодня "мягкая сила" сила является важнейшим инструментом реализации внешней политики всех государств, обладающих суверенитетом и возможностью, хотя бы частично, действовать в рамках собственных национальных интересов. Усложнение системы международных отношений приводит к тому, что диверсификация политических, экономических, культурных взаимосвязей требует формирования привлекательного образа страны во вне и внутри. От уровня развития институтов публичной дипломатии, культурно-образовательных, спортивных, медийных, научных контактов во многом зависит степень влияния государства, а также подчас его жизнеспособность. В современных условиях "мягкая сила" является единственной альтернативой прямому военному столкновению, которая хоть и остается одним из инструментов разрешения конфликтов в XXI в., но становится все менее популярной, а также весьма затратной. В этом смысле – использование мягкосилового потенциала является значительно более предпочтительным механизмом достижения внешнеполитических целей.

Еще в 2012 г. Президент России В.В.Путин отмечал важность формирования позитивного имиджа России в мире. Эта идея была обозначена как одна из ключевых внешнеполитических задач. В 2013 г. впервые термин "мягкая сила" стал важнейшей частью российской концепции внешней политики.

У нашей страны есть большой исторический опыт реализации мягкосиловых проектов. В СССР особое внимание уделялось распространению русского языка, культуры, взаимодействию с иностранными выпускниками советских вузов. К сожалению, в 1990-е годы этот потенциал "мягкой силы" во многом был утерян. Сегодня его фактически приходится восстанавливать с нуля. Тем более, что многие зоны российского влияния за это время были захвачены нашими проворными западными конкурентами.

Практика показала, что важнейшим инструментом мягкосилового воздействия становится эффективность экспорта образования. Сегодня активно продвигаются российские образовательные проекты. Количество иностранных студентов в России постоянно растет. В 2015 - 16 учебном году общее количество иностранных студентов составило более 270 тыс. человек, годом ранее их было 220 тыс. Одним из заметных проводников российской "мягкой силы" является, например, Российский университет дружбы народов. Основанный еще в 1960 г., он до сих пор остается ведущим университетом, который является кузницей кадров для многих стран мира, способствуя, таким образом, как популяризации российского образования и науки, так и формированию позитивного имиджа России за рубежом в целом. В университете обучаются более 7 500 иностранных студентов из 154 стран мира. Кстати, в 2017 г. в РУДН будет выпущен уже 100-тысячный студент.

 

Дмитрий Егорченков,
директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: Гос Пресс