"Большая семёрка" - устаревший инструмент сдерживания России

С подачи министра иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайера опять оживились медиа на тему участия или неучастия нашей страны в деятельности так называемой "Группы восьми", которая, напомним, фактически является не организацией, а элитарным "клубом единомышленников". По факту - этот формат, объединивший в 70-ые "передовиков" капиталистической экономики, переродился в своеобразный "теневой кабинет" коллективного Запада. "Конфликты в Сирии и на Украине показывают, что в наших интересах не исключать Россию из узкого переговорного формата крупнейших мировых экономик," - заметил немецкий министр.

Про "крупнейшие экономики" наш европейский друг, несомненно, перестарался, а в остальном он абсолютно прав. Именно в интересах условной "семерки" вернуть Россию за "узкий" семерочный стол. Кстати, симптоматично, что Китай за этим столом не ждали.

Кого-кого, а Штайнмайера в наивности и политической близорукости обвинять бесполезно. Опытнейший функционер СДПГ и соратник Г.Шрёдера, который к тому же регулярно приезжает к нам (посещая самые разные российские регионы), хорошо понимает тактические, стратегические подходы и интересы нашей страны. Т.е., думается, встречный комментарий Д.Пескова о том, что нас вполне устраивает и формат "двадцатки" - совсем не удивил германского дипломата. Он-то хорошо осознает, что при любом раскладе лучше быть одним из реальных лидеров G20, чем запасным "колесом" в рамках исторически выстроенной по американскому ранжиру G8. Строго говоря, участие России в работе последнего – вообще противоестественно. Открыв известный информационный ресурс в Интернете, каждый может ознакомиться с тематикой совещаний "семерки" до 1990 г.:

"1975 – Рамбуйе - Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976 - Сан-Хуан - Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 - Лондон - Безработица среди молодёжи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортёров нефти.

1978 - Бонн - Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 - Токио - Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 - Венеция - Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 - Монтебелло - Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 – Версаль - Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 – Уильямсберг - Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 – Лондон - Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 - Бонн - Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 - Токио - Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 - Венеция - Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 - Торонто - Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 - Париж - Диалог с "азиатскими тиграми", экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 - Лондон - Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии".

Из приведенного отрывка совершенно очевиден один простой вывод. "Семерка" появилась и выросла в период очередного тяжелого экономического кризиса в западном мире и всю дорогу была "инструментом сдерживания" - сначала системы социализма, а затем "новых индустриальных стран", к числу которых, к сожалению, в некотором смысле сейчас нужно относить и Россию.

Однако безусловный кандидат в будущие канцлеры Германии Штайнмайер, как представляется, с прицелом на германский предвыборный политический дискурс, выразил точку зрения значительной части европейских деловых элит. А они, очевидно, совсем не готовы за непонятные идеологические "коврижки" отдать свои прямые денежные интересы в России. Кому? Ну, например, молодым и агрессивным китайским "красным буржуа".

В среднесрочной перспективе - нельзя исключать, что попытки вновь втянуть Москву в "восьмерочный" формат будут продолжены и станут иметь своей целью именно политическое разрушение наметившейся евразийской геоэкономической общности. И здесь нам нужно крепко подумать. Ну, а "двадцатка" - диалоговый механизм не хуже и не лучше других, потому что массовый и разговорный. В этом весь смысл.

 

Дмитрий Егорченков,
заместитель директора Института стратегических оценок и прогнозов РУДН

Источник: Информационное агентство "REX"