"Расовый бунт" - жестокий и беспощадный

Георгий Филимонов - о том, как афроамериканская улица сыграла на стороне Трампа

Еще в 2008 году американские аналитики, эксперты и военные начали всерьез говорить о предпосылках "классовой войны" на территории США. Тогда ситуация казалась накаленной до предела: на волне масштабных экономических потрясений Национальная гвардия готовилась к массовым выступлениям и бунтам. Однако со стихией народного гнева удалось совладать, даже несмотря на то, что миллионы людей в Америке и за ее пределами потеряли годами накопленные сбережения и лишились постоянного крова. Протест постепенно канализировался в правовое русло, а самых ретивых поборников социальной справедливости усмирили полицейские штата Нью-Йорк. В отношении манифестантов движения Occupy Wall Street были применены слезоточивый газ и резиновые дубинки. Зрелище оказалось не для слабонервных — баррикады в центрах городов, лужи крови и марширующие толпы людей, которые готовились "похоронить капитализм", выкрикивая лозунги, характерные, скорее, для раннего анархизма.

Кто бы мог тогда подумать, что это будет только началом событий, которые летом 2014 года переросли в полномасштабные бои на улицах Фергюсона. Убийство темнокожего подростка Майкла Брауна, застреленного местным полицейским за кражу пачки сигар, всколыхнуло Америку, вынудив президента Барака Обаму признать несостоятельность "американской мечты", олицетворением которой он, к слову, сам и является.

Теперь ситуация качественно изменилась. Во многом потому, что в ноябре 2016 года гражданам США предстоит избрать нового хозяина Белого дома. И чем громче будет заявлять о себе афроамериканская улица, тем вольготнее будет чувствовать себя правоконсервативный кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, который обещает бороться с нелегальной миграцией и усмирять бунтарей.

События не заставили себя долго ждать: в начале июля в штатах Миннесота и Луизиана произошли убийства темнокожих граждан, которые попали в объективы видеокамер и распространились в интернете. После этого в Далласе 25-летний ветеран афганской войны Мика Джонсон открыл огонь по отряду полицейских. Спустя несколько дней в городе Батон-Руж темнокожий мужчина, служивший в морской пехоте, открыл огонь по полицейским.

И тут Обаме все припомнили.

Так, консервативный аналитик Стив Чапман отметил, что недавние убийства полицейских серьезно омрачают положительную статистику последних десятилетий, отражающую тенденцию к уменьшению числа служащих правопорядка, погибших при исполнении, — с 1977 года этот показатель сократился на 69%.

Да и ФБР не осталось в стороне, напомнив, что 80% преступлений в США совершаются уличными бандами, которые состоят преимущественно из чернокожих и латиноамериканцев. Радиостанция "Голос Америки", замеченная ранее в симпатиях к республиканцам, также настроена пессимистично: "Убийство пяти полицейских в Далласе стало одним из самых жестоких нападений на сотрудников правоохранительных органов США за последние 100 лет, знаменуя собой мрачную веху самого смертоносного дня для полиции после терактов 11 сентября 2001 года".

Любопытные сравнения, не так ли?

Белый дом был вынужден отступить. "Афроамериканцы и латиноамериканцы — это всего 30% населения страны. Но они составляют больше половины заключенных", — заявил Обама, стараясь перетянуть к демократам хоть небольшую долю правого электората. Однако официозные, размытые и неуверенные высказывания действующего президента по степени накала и уверенности в собственных политических силах не идут ни в какое сравнение с яркими и провокационными призывами Трампа к борьбе с нелегальной миграцией и "черным криминалом". Чего стоит только его предложение построить стену на границе с Мексикой.

Очевидно, что тема преступлений на расовой и этнической почве не может не стать полем для борьбы за власть и голоса избирателей.

Но корень всех зол состоит в другом: Америка, как это ни парадоксально, так и не сумела побороть бытовой расизм, который в настоящее время накладывается еще и на экономические и политические проблемы общества. Конечно, дело здесь не ограничивается национальной территорией США. Достаточно вспомнить, насколько обострились межрасовые и межконфессиональные трения в Евросоюзе в условиях разразившегося миграционного кризиса в Старом Свете.

В этом контексте кровавый теракт в Ницце, который к тому же произошел в день главного национального французского праздника, будет также играть на руку консервативным кругам, в значительной мере усиливая праворадикальные настроения в Западной Европе и США.

И не исключено, что в скором времени мы станем свидетелями формирования новой Америки и новой Европы, которые будут все сильнее тяготеть к своим историческим, национальным корням, отбрасывая в сторону уже не только концепцию мультикультурализма, но и идеи толерантности и наднационального управления.

В ноябре 2016 года США возглавит политик, который, как представляется, и станет олицетворением этой новой эпохи.

 

Георгий Филимонов,
директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН,
д.полит.н., член Изборского клуба

Источник: Известия