Казахстан под прицелом деструктивных политических технологий

Никита Данюк о попытках дестабилизации Казахстана и опасности этих процессов для России

"Мы все знаем, что так называемые "цветные революции" имеют различные методы и начинаются с надуманных митингов, убийств, стремления захватить власть. Эти признаки проявились и у нас".
Н.Назарбаев.

Геоэкономические причины (пролонгация существования модели нефтедолларового мира) вынуждают Соединенные Штаты Америки окружать Россию и Китай кольцом нестабильности. Хаотизация евразийского пространства осуществляется проверенными способами: с помощью технологий "цветных революций" и поддержки радикальных террористических группировок.

Бывший начальник ГРУ Генштаба ВС РФ генерал-полковник Игорь Сергун: "На долгосрочную перспективу ключевыми задачами США являются воспрепятствование политико-экономическим интеграционным процессам в Центрально-Азиатском регионе, а также окружение России и Китая, как потенциальных противников, сетью дружественных и лояльных США режимов и очагов напряженности".

Регион Средней Азии, в частности Казахстан, – это важный геостратегический узел, контроль над которым позволяет влиять на политические и экономические интеграционные процессы всего евразийского пространства. Вслед за Украиной и Арменией, Казахстан за последний месяц стал очередным полигоном для реализации упомянутых выше деструктивных политических технологий.

В своем выступлении на совещании правительства президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предупредил о том, что в условиях осложнения экономической ситуации в стране любые попытки повторить "украинские события" будут пресекаться "самым жестоким образом".

Несмотря на предпринимаемые казахскими органами госбезопасности усилия, последние события в Казахстане продемонстрировали существование реальной возможности проведения диверсионно-подрывных мероприятий с целью дестабилизации ситуации силами радикального подполья. Одновременно с этим деструктивная оппозиция раскручивает гражданский протест из-за так называемой "земельной реформы".

События развивались следующим образом. 24 апреля в Атырау протестный митинг прошел без происшествий. 1 мая митинг в Кзыл-Орде уже перерос в столкновения с полицией, которая пресекла беспорядки жесткими, но эффективными действиями. C 27 апреля по 4 мая несанкционированные митинги прошли в Актобе, Семее, Жанаозене, и Уральске. Число участников на этих выступлениях не превышало нескольких сотен человек. В Астане состоялись одиночные пикеты. Требования протестующих касались запрета на покупку и аренду сельхозземель иностранными компаниями и гражданами. Попытки организовать массовые гражданские выступления в Актау, Астане, Алма-Ате, Кызыл-Орде были пресечены местными органами государственной безопасности, начались задержания.

Новое массовое выступление было запланировано на 21 мая. Многочисленные протестные акции должны были пройти в крупнейших городах Республики: Астане, Алма-Ате, Актобе, Атырау, Семее, Уральске и Павлодаре. По сообщению казахских правительственных СМИ, участники выступлений должны были получить за "свою работу" 50-150 долларов США. В "Фейсбуке" и "Твиттере" были мгновенно распространены специальные методички "для протестующих", включающие инструкции по изготовлению коктейля Молотова и лозунги "Шал кет!" ("Старик, уходи!") и т.д. В социальных сетях появились видеоролики о том, как вести себя во время протестных акций. Стали распространяться обращения к полиции и военным "быть вместе с народом", а также призывы собирать личные данные на полицейских и сотрудников КНБ, чтобы "потом им отомстить". Такие же видеоматериалы распространялись в сети во время киевского майдана.

Несмотря на грамотную технологическую подготовку, организаторам не удалось добиться массовости "революционных выступлений". В областных центрах протестовать вышли всего несколько десятков человек. Самой массовой была акция в Алма-Ате, где организаторы заранее планировали осуществить провокации. Впоследствии в Алма-Ате были найдены тайники с огнестрельным оружием.

Вскоре, 5 июня 2016 г., в одном из крупных городов страны Актюбинске (Актобе) произошла локальная попытка захвата власти вооруженными боевиками. Группой религиозных радикалов были атакованы оружейный магазин и воинская часть. Правоохранительные органы Казахстана ввели "красный" уровень угрозы и провели антитеррористическую операцию, в ходе которой было ликвидировано больше десятка экстремистов. Несколько человек были объявлены в розыск. Согласно заявлению представителей МВД Казахстана, к нападению была причастна группа "приверженцев радикальных нетрадиционных религиозных течений". Президент Казахстана Назарбаев заявил, что эти лица получали инструкции из-за рубежа.

Косвенные данные о том, что события в Актюбинске связаны с попытками организации государственного переворота с помощью криминальных элементов, пришли и из дипломатических кругов Республики. По информации казахских дипломатов, "более корректно говорить о более сложном следе. Например, о сплаве тех же исламистов с криминалом и другими деструктивными составляющими".

На следующий день после нападения в Актюбинске пресс-служба Комитета нацбезопасности (КНБ) Казахстана сообщила о задержании в Астане, Алма-Ате и Чимкенте группы высокопоставленных чиновников и военных, которые подозреваются в попытке организации государственного переворота и захвата власти.

Среди подозреваемых, в числе прочих, оказались бывший первый заместитель генерального прокурора Республики Казахстан, бывший член конституционного совета, государственный советник юстиции второго класса Ильяс Бахтыбаев, а также бывший начальник департамента внутренних дел Южно-Казахстанской области (ЮКО) генерал-майор Доскалиев. Кроме того, среди задержанных в СИЗО КНБ находятся бывший первый заместитель начальника департамента органов внутренних дел ЮКО, полковник полиции и два командира войсковых частей регионального командования "Юг" Минобороны.

По сообщению КНБ, они задержаны как сообщники арестованного ранее бизнесмена Тохтара Тулешова. Как указал представитель КНБ Казахстана Руслан Карасев: "Нами получены доказательства, что акции протеста против так называемой земельной реформы, которые прошли в городах Атырау, Астане, Алматы, Уральске, Кызылорде, были инспирированы и профинансированы господином Тулешовым еще в декабре прошлого года". Как пояснили в Комитете: "План его действий предусматривал дестабилизацию обстановки в стране путем создания очагов напряженности, организацию акций протеста и массовых беспорядков, на фоне которых он планировал сформировать так называемое "альтернативное правительство" и изменить структуру действующей власти".

В связи с обострившейся обстановкой на Ближнем Востоке и попытками террористов ИГИЛ расширить зону своего влияния на Среднюю Азию и российский Северный Кавказ, стали создаваться ячейки "спящих джамаатов", в том числе и на территории Республики Казахстан. Произошла резкая радикализация исламского населения в нескольких западных регионах страны, где уже несколько лет отмечается усиление салафитского влияния. Еще в 2012 г. в Республике Казахстан было предотвращено 24 теракта и пресечена деятельность семи террористических групп. Все они базировались на западе страны: в Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях. В феврале 2016 г. спецслужбы Казахстана предотвратили выезд в Сирию 11 актюбинцев, присягнувших на верность так называемому халифу Абу Бакру аль Багдади.

Дестабилизация западных областей республики имеет стратегическое значение для террористов и деструктивной оппозиции, так как в случае их захвата, нефтедобывающая часть страны будет отрезана от центральной части государства.

Рассматриваемые в Казахстане события произошли на общем фоне роста социального недовольства, поводом для которого стала так называемая "земельная реформа". Большой проблемой для Казахстана является также двукратная девальвации национальной валюты – тенге, которая повторила "вояж" российского рубля ноября 2014 г. Резкое падение курса тенге вызвано падением российской экономики, а это может привести к росту антироссийских настроений. С другой стороны, эта тема может быть использована в разжигании антикитайских настроений: китайские рабочие теперь получают в среднем больше, чем казахи.

Была осуществлена попытка реализации очередной "цветной революции" по шаблонному сценарию - использование социально-экономической повестки с целью седлания негативного тренда, перевод протестных акций в острую фазу, начало открытой конфронтации с представителями органов правопорядка и последующий силовой захват власти.

Земельный вопрос и протестные акции активно освещались местным филиалом американского радио "Свобода" ("Азаттык"), а казахстанский олигарх-оппозиционер, скрывающийся во Франции, Мухтар Аблязов публично призвал казахов принять участие в массовых протестах против режима Назарбаева. Множество западных СМИ и НКО проявили большой интерес и активно освещали разворачивающиеся события в социальных сетях и интернет-порталах.

Непосредственным организатором протестных акций стал Международный фонд защиты свободы слова "Адил соз", в числе доноров которого числятся посольства США и Великобритании, институт "Открытое Общество" Джорджа Сороса, Freedom House и Национальный фонд в поддержку демократии (NED).

На сегодняшний день в Республике Казахстан зарегистрировано более 27 тыс. некоммерческих организаций, однако функционируют не более 2 тыс. Несмотря на постоянные жалобы со стороны западных правозащитников, законы о функционировании иностранных НКО в Казахстане носят весьма лояльный характер. Официальная Астана пока не приняла закон "об иностранных агентах", по аналогии со своими стратегическими партнерами - Россией и Белоруссией. В Казахстане до сих пор работает представительство Фонда Сороса, которое прекратило свою деятельность в России в далеком 2003 г., а в Белоруссии - вообще в 1997 г. Отсутствие на законодательном уровне административно-правовых норм, строго регулирующих деятельность западных НКО на территории государства, ставит Казахстан в уязвимое положение.

Еще одним важным фактором, дестабилизирующим внутриполитическую обстановку в государстве, является отсутствие альтернативы правящей партии "Нур Отан", а также неизвестность в отношении будущего преемника Назарбаева. Так как в информационное пространство Казахстана на регулярной основе вбрасывается тезис о том, что стабильность Казахстана закончится вместе с уходом со своего поста "престарелого президента Республики".

Дестабилизация внутри Казахстана ставит под удар основной российский интеграционный проект – Евразийский экономический союз. А усиление антикитайских настроений угрожает планам Китая по реализации "Шелкового пути", в рамках которого китайцы в Казахстане уже построили ряд инфраструктурных и транспортных проектов. Одним из инструментов деструктивной оппозиции в Казахстане стала публикация информации о "сдаче" Китаю правительством Назарбаевым спорных территорий на востоке страны.

Опыт "тюльпановой революции" в Киргизии, а также попытка реализации госпереворота в Узбекистане свидетельствуют, что на пространстве Средней Азии самым эффективным инструментом дестабилизации политической обстановки являются незаконные вооруженные бандформирования и криминальные элементы в сочетании с массовыми акциями протеста.

Радикальные экстремистские группировки способны осуществлять силовые акции по захвату власти, прикрываясь широкими народными массами, которые выходят на улицу с социально-экономическими требованиями.

Российская Федерации имеет самую протяженную сухопутную границу с Казахстаном, которая в ряде областей достаточно условна. Отсутствие пограничных барьеров открывает оперативный простор для деятельности различных группировок радикального подполья и на территории России, особенно в приграничных регионах.

В 2015 г. директор ФСБ Александр Бортников выразил обеспокоенность распространением радикального ислама на Урале: "По-прежнему актуальной остается угроза распространения радикальных форм ислама среди населения региона (Уральский федеральный округ): начиная с 2010 г., на Урале выявлены около 600 неофитов". Противодействие террористической активности в Поволжье, на Урале и в южных регионах Сибири является актуальной задачей для органов госбезопасности Российской Федерации на фоне неспокойной обстановки в Казахстане.

Поэтому для обеспечения национальной безопасности России необходимо сохранение стабильной внутриполитической ситуации в казахской Республике.

 

Никита Данюк,
заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН

Источник: НАКАНУНЕ.RU